Новости Отрадного

Блокада Ленинграда

Размышления историка о гранях духовного подвига ленинградце

Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти… 
Ольга Берггольц

Ежегодно в январские дни мы обращаем взор своих сердец к блокадному Ленинграду, ведь это и наша национальная незаживающая рана, и наша национальная гордость. 

В истории каждого народа бывают такие моменты, когда нужно ответить на судьбоносные, порой смертельные вызовы. Осенью 1941-го в такой опасности оказались Ленинград и два с половиной миллиона его жителей. Вражеские армии с юго-запада и севера осадили город, но он не покорился им.

5 сентября 1941 года в далекой Индии выдающийся русский художник и философ Николай Рерих сочувственно, с большой верой в великий город и его жителей записал в своем дневнике: «Ждановский Верден не сдастся». И он не сдался, оказав яростное сопротивление фашистской силе и продемонстрировав врагам и миру неистребимый русский победный дух. 

Речь тогда шла не об отдельных случаях героизма, но о мужестве жителей целого города, которые были воспитаны в высоких военно-морских традициях имперского града Петрова и души которых были возвышены идеями Великого Октября. Своей непревзойденной стойкостью, проявленной во вражеской осаде, эти люди изумили весь мир. Духовным подвигом Ленинграда действительно гордился «шар земной».

Чтобы по-настоящему осознать величие блокадного подвига ленинградцев, надо соотнести его с позором покорного непротивления злу жителей столичных европейских городов в дни разгоравшейся Второй мировой войны на рубеже 1930–1940-х. Военная мощь Германии и агрессивная риторика ее нацистских вождей парализовали волю политических элит и народов Европы к сопротивлению. Трепеща от страха перед ворвавшимися в их города немецкими дивизиями, жители Копенгагена сдались через час после вторжения, Люксембурга — менее чем через сутки, Амстердама — через пять. Брюссель в первый же день войны был объявлен открытым городом, а через неделю в него вошли немецкие войска. Французы, победившие Германскую империю в Первой мировой, сделали Париж открытым городом на 34-й день после вторжения Вермахта. Над правительственными зданиями французской столицы были подняты флаги со свастикой, и в тот же день германские войска прошли торжественным маршем по парижским площадям. Для Франции это был день незабываемого национального позора, усугубленного подписанием 22 июня 1941 года соглашения о перемирии, означавшем капитуляцию страны перед фашистской Германией.

Жители же Ленинграда и его руководители мужественно приняли на себя удар свирепого и могучего врага, остановив под стенами своего города «бег» немецких моторизованных дивизий группы армий «Север». Они яростно и жертвенно сражались с нацистским «антихристом-зверем» 872 адски трудных дня. Ленинградцы стоически вытерпели все нечеловеческие страдания от голода, холода, непрерывных артобстрелов и бомбежек, противопоставив нацистскому «зверю из бездны» наивысшую силу человеческого духа. 

«Единственное, что можно было противопоставить голоду и бесчеловечности фашизма, — это духовное сопротивление людей единственного города Второй мировой войны, который сумел выстоять», — так оценил подвиг ленинградцев писатель Даниил Гранин, выступая 27 января 2014 года в германском Бундестаге. По оценке писателя, который и сам пережил блокаду, большинством жителей города владела одна, поглощавшая их идея — «выжить, не расчеловечиться». И они не расчеловечились, не превратились в зверей, как о том мечтал осадивший их враг. Так что поэтесса блокадного города О.Берггольц в высшей степени справедливо назвала блокадников «богоподобными».

Организаторы и вдохновители победы Ленинграда

Как известно, у каждого большого исторического поражения, как и у каждой великой победы, есть ИМЯ. Кто же в драматические дни ленинградской блокады принял на себя ответственность за судьбу города? Ленинградская парторганизация большевиков во главе с первым секретарем обкома, секретарем ЦК ВКП (б) Андреем Александровичем Ждановым. 70% состава партийной организации Ленинграда и 90% комсомольской организации взяли в руки оружие. 

Парторганизации города первыми в стране сформировали настоящую Ленинградскую армию народного ополчения, общая численность которой достигала более 160 тысяч человек. Из добровольцев составили 10 стрелковых дивизий, 16 отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов, 7 партизанских полков и несколько маршевых батальонов. В ополчение записывались рабочие и служащие ленинградских заводов, фабрик и учебных заведений, признанные военкоматами непригодными к призыву в действующую армию. Плохо вооруженные, не имевшие военного опыта, не прошедшие военных учебных сборов и боевого слаживания, в июле-августе 1941 года они остановили неумолимое наступление на Ленинград немецких дивизий 4-й танковой группы на самом опасном Лужском рубеже обороны. 

Парторганизации оказали помощь командованию в отборе волевых и физически сильных добровольцев для партизанской борьбы. Созданный при Обкоме ВКП (б) областной партизанский штаб при активном содействии Ленинградского городского комитета ВКП (б) сформировал и забросил в тыл врага сотни диверсионных и подпольных групп, истребительных партизанских полков и партизанских отрядов.. В первые месяцы войны в районах Ленинградской области было организовано и приступило к боевой деятельности свыше сотни отрядов, которые объединяли не менее 6000 человек. Вокруг организованных для подпольной борьбы 125 партийных и 100 комсомольских ячеек в городах и селах области была создана широкая сеть подполья. Зимой 1941-1942 года в Ленинградской области действовало около четырехсот подпольных организаций и групп, объединявших около 2000 человек. 

На нелегальное положение перешло около 3000 коммунистов, четверть из них составляли секретари райкомов, председатели райисполкомов и т.д. Они стали тем ядром, вокруг которого сложились многочисленные партизанские силы в тылу врага. На их основе в 1943 году была сформирована целая партизанская армия, парализовавшая вражеские тылы. В ее составе действовали 13 партизанских бригад, насчитывавших в своих рядах 35 тысяч яростных народных мстителей. Ни в одной из других оккупированных областей не было создано столько подпольных партийных органов с участием опытных партийных работников, как в Ленинградской области. 48 секретарей РК ВКП (б) погибли.

Райкомы партии установили постоянное наблюдение за бесперебойной работой важнейших промышленных предприятий. Между заводами была полная взаимосвязь и хорошо поставленная кооперация, что обеспечивало высокую производительность. Заводы и фабрики, выпускавшие предметы ширпотреба, переключились на выпуск боеприпасов, средств связи, электротехнического оборудования и т.п. 

При участии партийных комитетов в Ленинграде были созданы истребительные батальоны, насчитывавшие в своих рядах 17 тысяч человек, и подразделения местной противовоздушной обороны численностью 270 тысяч человек. Также был организован военный всеобуч населения города, в ходе которого десятки тысяч ленинградцев получили военные специальности, в том числе медсестер, саперов, пулеметчиков. Горожан обучали самым необходимым приемам борьбы с врагом: стрельбе, бросанию гранаты, уличному бою, рытью окопов, переползанию с позиции на позицию. 

Кроме того, партийные комитеты через коммунистов, работавших в исполнительных органах власти, мобилизовали 500 тысяч жителей города и области на строительство Лужской и Красногвардейской линий обороны. Под руководством первого секретаря горкома ВКП (б) А.А. Кузнецова, одного из самых выдающихся организаторов ленинградской обороны, была оборудована оборонительная защитная полоса, проходившая по линии Финский залив — поселок №3 — станция Предпортовая — Окружная железная дорога — Рыбацкое — Уткина Заводь — Сосновка — станция Ржевская — Новая деревня — Старая деревня — Финский залив. На подступах к городу были созданы противотанковые рвы и стрелковые окопы полного профиля с развитой системой ходов сообщения. Укрепрайоны вооружались артиллерией, им придавались морские орудия, как стационарные, так и корабельные. В короткий срок были созданы оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 километров, 15 тысяч дотов и дзотов, 35 километров баррикад. Эти быстрые, энергичные и продуманные меры обеспечили строительство оборонительных полос на высоком современном инженерном уровне, что сыграло исключительную роль в защите Ленинграда. Именно поэтому Гитлер в сентябре 1941-го, предвосхищая большие потери при штурме, не разрешил войскам Вермахта войти в город. 

20 августа 1941 года, после падения Нарвы, Кингисеппа и Новгорода, в Смольном состоялось собрание городского партийного и рабочего актива. К его участникам обратился А.А. Жданов: «Враг у ворот. Вопрос стоит о жизни и смерти. Либо рабочий класс Ленинграда будет превращен в рабов и лучший его цвет будет истреблен, либо соберем всё в кулак и ответим двойным ударом, устроим фашизму могилу под Ленинградом. Всё зависит от нас. Будем крепкими, организованными, сильными, и победа будет за нами». 

О том, что рабочие Ленинграда ответили делом на этот призыв, свидетельствуют сами враги. Вот записи из дневника немецкого ефрейтора Гюнтера, воевавшего под Ленинградом. Первая была сделана в дни установления блокады: «Нам осталось перешагнуть Неву, и Северная столица большевиков падет…» Вторая — после 20 сентября 1941-го, когда немцы были остановлены под городом: «Что творится? Русские — как фанатики. Они бьются за каждый метр земли. Мы не только не можем форсировать эту реку, нас отбрасывают от нее, прижимают к земле, не дают выпрямиться. Такого ада мы не видели в Европе…»

Геннадий Москвин
(продолжение следует)

Фото: ria.ru

Вернуться к списку новостей