История

Ну, что? Полетели!

Знаменитый авиатор родом из Тосно

Знакомьтесь: Виктор Валентинович Смолин. Абсолютный чемпион Европы (1981) и чемпион мира (1982) по высшему пилотажу. С 1995 года — главный тренер сборной России по высшему пилотажу. Обладатель 130 медалей различного достоинства чемпионатов СССР, мира и Европы. Заслуженный мастер спорта СССР, Российской Федерации, вице-президент Федерации самолетного спорта России.

 

В том далёком детстве

Принято считать, что Виктор Смолин родился в Тосно. Так говорится в многочисленных публикациях о нем. Да и место рождения в метриках указано — Тосно. Но небольшая неточность, о которой он мне поведал, все же имеется. У мамы Виктора, Валентины Васильевны, во время беременности обнаружились какие-то сложности, поэтому врачи отправили ее рожать в Ленинград. И попала она не куда-нибудь, а в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, на территории которой в 1948 году находился родильный дом. Так что Виктор (а имя его переводится как победитель) появился на свет под сенью святой обители. И ангелы-хранители не раз спасали своего подопечного в самых экстремальных и, казалось бы, безвыходных случаях. А их на его веку было не счесть, ведь большую часть своей жизни он провел в небе, взмывая и падая на бешеной скорости, кружась в водоворотах и хитросплетениях фигур умопомрачительного пилотажа. Когда перегрузки в моменты падения с десятикратно увеличенной силой притяжения вжимают летчика в кресло и с такой же силой рвут ремни страховки, когда самолет носом, вертикально впивается в голубую высь или рушится хвостом в пике. Кажется, что в этом вихре отменены все законы физики, механики, а заодно и пределы человеческих возможностей…

Но это потом, потом. А пока мальчишка живет в Тосно на тихой, зеленой и уютной Омской (Землеустроительной) улице в небольшом домике, отстроенном дедом в 1931 году, и знает в округе всех соседских детей и их родителей. С ранней весны и до поздней осени пропадает с друзьями на речке Тосне, где ребята купаются, загорают, ловят рыбу, варят уху, отправляются в походы на лодке… Но беззаботное детство не отменяло и обязанностей: копать грядки, носить воду, колоть дрова, встречать с выпаса корову, участвовать в заготовке сена. Это не обременяло — все в округе росли, имея посильные обязанности. Да и разве это в тягость — помочь по хозяйству? Дни в детстве длинные-длинные, на всё находилось время: и повертеться на турнике, ощущая, как крепнут мышцы; и поиграть в «казаки-разбойники» и войнушку.

«Снарядов и оружия в тосненских лесах в пятидесятые годы было до дури. Глаз на поиск у нас был наметан, и мы тащили из дебрей и пулеметы, и винтовки, и автоматы. Мины для хозяйских нужд были в каждом дворе. Кто-то и бомбы умудрялся припрятывать (вдруг сгодятся), — смеется Виктор Валентинович. — Этот боевой арсенал мы и использовали в своих играх. Родительским предостережениям не внимали. И было так: в очередную субботу мы запасались оружием и беспечно воевали, а вечером того же дня отцы, ругаясь, отбирали у нас всё, что когда-то стреляло, и выбрасывали в воронки от авиабомб. На прилегавших улицах четыре такие, заполненные водой, заменяли пруды. Сейчас понимаю: опасные это были игры! Некоторые подростки в них реально пострадали, но это, несомненно, нас закаляло и формировало характер. Мы не были неженками. Не ныли, не жаловались, насморк болезнью не считали, умели терпеть боль, преодолевать усталость и, главное, научились дружить. До сих пор не перестаем общаться!»

А еще у Вити было любимое занятие — мастерить из набора «Авиаконструктор» невесомые планеры. Палочки и бумага, собранные по руководству, вдруг превращались в самолетики, а папа, Валентин Ильич, вместе с сыном радовался этому чуду. Он сам хотел быть летчиком, да война помешала. В доме не переводились подписные издания технической литературы, журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор». И уж, конечно, Вите не нужно было напоминать о занятиях в авиамодельном кружке.

В начале 1960-х в Тосно открылся Дом пионеров, и бывший фронтовик, воевавший в авиации, Василий Александрович Румянцев объединил вокруг себя местных подростков и научил их профессионально складывать модели всевозможных видов от планеров до реактивных самолетов. Все они получались красивыми и здорово летали, что приводило учеников в неописуемый восторг.

Потом началась космическая эра, и подросший Виктор Смолин вместе с единомышленниками организовал клуб космонавтики, который также возглавил Василий Александрович. Он приводил на встречи своих друзей-однополчан, действующих летчиков и даже преподавателей Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.

«Когда наш учитель начинал рассказывать о своей летной жизни, мы слушали его с квадратными глазами и открытыми ртами — настолько это было заманчиво! — вспоминает Виктор Валентинович. — Именно Василий Александрович и привел меня в Ленинградский аэроклуб — посчитал, что пора прыгать с парашютом. Конкурс туда был триста человек на место! Если бы не мой учитель, не его знакомство с начальником штаба, мне могло и не повезти. Этот шаг был очень важным в моей судьбе и определил всю дальнейшую жизнь».

В то время Виктор уже учился в Ленинградском авиаприборостроительном институте (поступить куда оказалось гораздо проще, чем в аэроклуб), и технические знания помогали изучению спортивных самолетов до самого последнего винтика.

 

Обнимая небо

Небо становилось Виктору всё ближе, родней, безопасней. Он без страха прыгал с парашютом, раз за разом всё увереннее взмывал в бездонную высь, стал ощущать себя и машину, как единое целое. Пошел на виражи — и вот уже выписывает головокружительные сальто, кувыркается, падает в пике, заворачивает петли. А в голове рождаются новые фигуры! Пробует — получается. Рисует схемы на бумаге. Старт за стартом. Каждый день. Усталости не ощущает.

Все, кто на земле, удивляются его спокойствию после полета и неутомимости, с которой он опять рвется ввысь. Виктор становится членом сборной команды страны по высшему пилотажу, занимает на чемпионатах СССР призовые места, получает звание мастера спорта.

Июль 1977 года принес ему первый заметный успех на очередных соревнованиях летчиков социалистических стран: Смолин занял почетное третье место.

«А в 1978-м я вместе с товарищами принимал первый старт на Чемпионате мира, который проходил в Чехословакии. Там собралась вся звездная элита планеты!»

…Его очередь. Дует порывистый ветер. Виктор понимает: что-то складывается не так, как на тренировках. Собой недоволен. Тем не менее, судьи поставили оценку — 4095,1. Неплохо. А впереди самый сложный этап чемпионата — «темный» комплекс. Каверза крылась в том, что каждая команда заранее предлагала жюри для обязательного включения в программу какую-либо фигуру полегче для себя и потруднее — для соперников. Для ознакомления со сценарием полета давалось всего 24 часа.

Виктор быстрыми штрихами рисует на бумаге заковыристые крючочки-черточки-стрелочки-кружочки — это его предполетная проработка программы. Надо продумать и запомнить, как все эти фигуры на скорости двести с лишним километров в час уложить в небе в незримый куб, каждая сторона которого — тысяча метров. Вместе с тренером Смолин многократно прокрутил на земле коварный комплекс. В кабину сел уверенно и ни разу не ошибся. Рядом, выжимая из себя все силы, боролись за командное первенство товарищи-асы.

Еще показ! Произвольный комплекс. «Ну, Виктор, не подведи! Не рискуй в эквилибристике, но покажи по-настоящему зрелый пилотаж», — наставляет тренер.

…Штопорная бочка, пике, вращение вокруг продольной оси, петля Нестерова, плоский штопор. От перегрузок темнеет в глазах. Немеет тело… Но новичок Виктор Смолин сборную команду не подвел, оправдал доверие наставника и укрепил положение дебютанта в лидирующей группе. Он стал пятым. Практически никому не удавалось вот так с ходу войти в первую десятку сильнейших пилотажников мира.

К этому времени Смолин уже окончил институт и стал летчиком-инструктором Ленинградского авиаспортклуба ДОСААФ.

После своего первого Чемпионата мира Виктор работал, как одержимый, оттачивая элементы до совершенства.

…Старт в Австрии… На чемпионат Европы прибыли спортсмены из тринадцати стран. Взлет — посадка, взлет — посадка. Никто из соперников не хочет уступать первенство. И все же в споре сильнейших первым был торжественно назван советский спортсмен Виктор Смолин! Небо впустило его в свои объятия и полюбило своего сына — тосненского белобрысого мальчишку с обаятельной улыбкой. И пошло, поехало, полетело…

…1982 год: у Смолина большая золотая медаль абсолютного чемпиона мира и кубок Арести. Виктор назван лучшим пилотажником планеты!

Спустившись с головокружительных высот, он первым делом едет в Тосно — к трепетной маме Валентине Васильевне и счастливому отцу Валентину Ильичу. С волнением его встречает жена Ирина. Малышки Кира и Наташа еще ничего не понимают и просто жмутся к такому сильному и доброму папе. Телеграммы друзей, объятия, разговоры…

В этом же году Виктор становится абсолютным чемпионом Советского Союза.

Непонятно, где он выкроил время, ведь в сутках всего 24 часа, но к своим 34 годам Смолин еще прошел и полный курс обучения в Ленинградской академии гражданской авиации.

 

Немного цифр и фактов о Викторе Валентиновиче Смолине

Заслуженный мастер спорта (1982). Заслуженный тренер РСФСР (1990). Заслуженный тренер России (2010). Заслуженный пилот России (1997).

Имеет более 130 золотых, серебряных и бронзовых медалей чемпионатов планеты и континентов.

Тренер сборной команды России (с 1990). Главный тренер сборной команды РФ по высшему пилотажу (с 1995).

Подготовил:

  • сборную команду России по высшему пилотажу на планерах — победителя Чемпионатов мира (1995, 1997), Европы (1996), Всемирных воздушных игр (1997);
  • сборную команду России по высшему пилотажу на поршневых самолетах — победителя Чемпионатов мира (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009), Европы (1998, 1999, 2002, 2004, 2005, 2006, 2008), Всемирных воздушных игр (2001), серебряного призера Чемпионатов мира (1997,2002, 2009) и Европы (2009);
  • абсолютных чемпионов мира (1995, 1997, 2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2008, 2009), Европы (1996, 1998, 1999, 2004, 2006), Всемирных воздушных игр (1997, 2001), чемпионов и призеров Чемпионатов мира (1995, 1997, 2000, 2001, 2003, 2006, 2007, 2008, 2009), Европы (1996,1997, 1998, 1999, 2002, 2004, 2006, 2008, 2009).

С 1995-го по 2007-й внес большой вклад в подготовку и проведение Чемпионатов России по самолетному спорту.

Награжден большой золотой медалью Международной федерации аэронавтики (ФАИ), медалью имени первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина №5, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почета.

Товарищи по сборной с симпатией называют Виктора Валентиновича Смолина ВВС — классная аббревиатура, пусть не с военным, но с воздушным флотом связанная. А воздушные силы в нем — ого-го какие! Сила силой, но человек он мягкий — на тех, кого готовит к стартам, голоса не повышает, времени на оттачивание их пилотажной акробатики не жалеет. Результат? Раз за разом пьедестал почета на самых престижных первенствах по высшему пилотажу — наш, российский!

 

Спрессовав время

Спрессовав время, Виктор Смолин достигает невозможного. Он не только спортсмен, но и летчик-испытатель. Тесно сотрудничает с конструкторским бюро. Новые машины доверяют в том числе и ему. Он бесстрашен, сконцентрирован, не боится рисковать. Были случаи, когда находился на волосок от неотвратимого: мог покинуть машину, но она ведь ему, как родная, и в сотые доли секунды, каким-то сверхъестественным способом прокачав в голове все возможные варианты, находил единственный верный и садился на летное поле.

Может, его действительно поддерживает кто-то сверху? И сил, и здоровья, и мужества прибавляет? Ведь мальчишка-то родился в святой обители!

А неутомимый Смолин соглашается на пару с американцем на кругосветный перелет, пытается попробовать себя в космонавтике (рост слишком высокий — не подошел), придумывает головокружительные акробатические фигуры для ребят из сборной команды, в свои 72 года садится за штурвал самолета и мечтает, чтобы, как в его детстве, современные мальчишки опять полюбили небо.

— Хочется повсеместно возобновить аэроклубы, планерные школы, организовать первый аэрокосмический детский салон, участниками которого станут кадеты и учащиеся лицеев, — загорается любимой темой мой собеседник. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — надо двигаться дальше.

— Почему самолетный спорт в нашей стране непопулярен?

— Он не раскручен в медийном пространстве, как, например, фигурное катание. Мы начинали проект «Полеты со звездами» — было фантастически интересно, но телевидение в должной мере не продвинуло нашу задумку. Однако я упрямо верю, что этот вид спорта обязательно заворожит молодежь.

— А ваш внук Василий, ему тринадцать, он уже пробовал себя в полете?

— Разве дедушка может лишить внука счастья? И с парашютом с четырех тысяч метров прыгал (мама и бабушка не знали о нашем тайном сговоре!), и, конечно, летал со мной с кувырочками в пределах возможного. Я не об ощущениях и восторгах забочусь, а в первую очередь — о здоровье ребят, их физической силе, самоутверждении. В век компьютерной зависимости, когда лучшим другом детей и молодежи становится мобильный телефон, мы начинаем терять поколение созидателей, смельчаков, крепких телом и духом, твердых в убеждениях молодых сограждан. Небо над головой, как и земная твердь, — это мощное восприятие Родины, идущее от наших предков.

 

Верить в лучшее

«Я патриот Ленинградской области, патриот своего государства. И не стесняюсь говорить об этом искренне и открыто. Мне бывает обидно за державу, больно за то, что многое из хорошего утеряно в том же самолетостроении, что медленно вращается чиновничья машина в решении очевидных вопросов. Но я неисправимый оптимист. И верю в лучшее!»

Мы беседуем в большом двухэтажном доме, построенном Виктором Смолиным на лесной окраине в Тосно. Заметьте: не в престижном Подмосковье, ведь большую часть он проводит в Дракино, где расположена тренировочная база спортивной сборной России по высшему пилотажу, а в родном с детства городе, недалеко от родительского жилища. Это местечко на Омской улице он не предал. Не продал, не снес.

В голубенький домик кто только не заглядывал! Именитые конструкторы, летчики, космонавты. Да-да, космонавты! Виктор Смолин с незапамятных времен сотрудничает с отрядом космонавтов, а с Сергеем Крикалёвым, дважды Героем — Советского Союза и России, семь раз побывавшем на МКС, дружит с того момента, как тот пришел в Ленинградский аэроклуб.

А ведь в юности казалось, что небо для Смолина закрыто из-за врожденного астигматизма. Этот дефект зрения никогда не мешал ему летать, но в 1960-е годы для летчиков существовали жесточайшие нормы по здоровью. На первый медосмотр Виктор пришел, зная таблицу для проверки зрения наизусть. Но, когда он прочитал табличку на двери нужного кабинета «Главный окулист ВВС», ему стало дурно — понял, что обдурить такого профессионала не удастся.

«Захожу — а табличка-то висит другая! Не вертикальная, а горизонтальная. Что делать? Полковник говорит: «Закрой левый глаз и читай». А я закрыл правый и прочитал без запинки. И второй раз так же. Доктор всё понял, посмотрев меня на аппаратуре. Улыбнулся: «Ну что, сынок, хочешь летать?» «Хочу» — отвечаю, а сам чуть не рыдаю. «Ну, летай!» Поверив в меня, он крупными буквами вывел в медкарте: «ГОДЕН. Главный окулист ВВС». Я его ни разу не подвел!»

На пути к цели — немало препятствий, но если идти, не сомневаясь и не сворачивая, то обязательно победишь. Неоднократный чемпион по высшему пилотажу Виктор Смолин всегда подчеркивает это на встречах с молодежью.

Уходя из гостеприимного дома, я оглянулась и вдруг поняла, что светелка над крыльцом в полукружье сплошных окон похожа на кабину самолета. Здесь поместятся и вся семья Смолина, и его многочисленные друзья, и гости. Я вижу — он улыбается им и говорит: «Ну, что? Полетели!»

 

 

Нина Куртова, член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Вернуться к списку новостей