История

«Бог создал море, а мы — корабли»

 

Балтийский флот: как строилась и работала первая верфь на Ладожском озере

Первой верфью, созданной на Ладожском озере по указу Петра I, для строительства кораблей Балтийского флота стала Сясьская верфь.

Точка отсчёта


Официально история Балтийского флота началась 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой одержанной балтийскими моряками победы: они сумели, подойдя на тридцати лодках под командованием самого Петра, в жестоком абордажном бою захватить в устье Невы два шведских корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». Однако неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля (22 января по ст.ст.) 1702 года, когда Пётр издал «Наказ о строении кораблей на реке Сяси», положивший начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. 

Первым делом — корабли


Подписав 3 июля 1700 года мирный договор с Османской империей, Пётр I уже 19 августа объявил войну Швеции. Так началась Северная война, которая продолжалась 21 год. Чтобы открыть путь к берегам Балтийского моря, сначала надо было ликвидировать шведский флот, который господствовал на Ладожском озере. Для развертывания активных действий требовались не просто речные военно-транспортные суда, а боевые корабли и приступать к их строительству нужно было где-то поблизости от Ладоги. 
В книге «Материалы для истории русского флота», подготовленной С.И. Елагиным и изданной в 1865 году, в разделе «Балтийский флот. 1702–1725» первым из документов представлен «Наказ о строении кораблей» от 23 января 1702 года. Первый пункт наказа начинается так: «Делать корабли на реке Сяси, которая впадает в Ладожское озеро…» Пункты с 3-го по 15-й описывают порядок организации работы: откуда и сколько взять плотников и кузнецов, где покупать железо и снасти, кто выделяет деньги и сколько будут платить за работу.

Начальник верфи


Ответственность за эту работу была возложена на И.Ю. Татищева: «У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву да с ним из отставных дворян новгородского разряду 12 человек, которые понадобятца. И на тех реках на Сяси и на Паше самые мелкие места, ехав ему Ивану Татищеву самому осмотреть и измерять в аршины и тутошних жителей допросить: в тех местах весною в полую воду также и летом вода сколь велика бывает и о том отписать тотчас. А о деле тех кораблей писать ему Ивану Татищеву в новгородский приказ и в полк к ближнему окольничему и воеводе к Петру Матвеевичу Апраксину».
Весной 1698 года Татищев был отправлен новгородским воеводой П.М. Апраксиным за «шведский рубеж». Там, в Нарве, Ревеле и других городах, он занимался наймом иностранных мастеров корабельного дела. Царским указом от 30 января 1701 года Татищеву было велено заняться струговым делом и построить на реках Волхов и Луга 600 стругов. Через год Иван Юрьевич был назначен начальником верфи в устье реки Сяси.

Подготовительные работы


14 февраля 1702 года Татищев написал Великому государю об осмотре и промере рек, впадающих в Ладожское озеро. По замерам Ивана Юрьевича, глубина Сяси около устья со стороны Ладожского озера составила от 4,5 до 8 аршин (от 3 до 5,5 метров), ширина в устье — 50 саженей (106,5 метров), а у церкви — 25 (53); расстояние от устья реки до церкви — 1458 саженей (3105 метров; сегодня расстояние от этой церкви до Ладоги — чуть более 1000 метров).
Одновременно с промерами реки для осмотра соснового корабельного леса был послан Парфен Фадеев, сын Есипова, из отставных дворян. Ему было дано задание описать лес на расстоянии 6–15 верст от берега, определить возможность доставки и сплава его по реке.

Первые суда


1 мая 1702-го на стапелях Сясьской верфи голландский плотник Воутер Воутерсон фон Кол заложил первые корабли — два малых восемнадцатипушечных фрегата. Длина судов равнялась 19,8 метра, ширина — 5,66. В сентябре того же года оба фрегата были спущены на воду. Достройка и окончательная отделка кораблей была произведена в 1703 году на Олонецкой верфи. Лучше сложилась судьба двух следующих, двадцативосьмипушечных фрегатов — «Михаила Архангела» и «Иван-города». Заложенные в самом конце 1702-го и в начале 1703-го и спущенные на воду соответственно в 1704 и 1705 годах, они были включены в состав Балтийского флота и оставались в строю до 1710 года. 
Кроме этих четырех кораблей, за время существования Сясьской верфи на ней были построены 47 малых судов, в том числе три бригантины и одна галера.

Бытовые сложности


Из донесения И.Ю. Татищева от 13 июня 1702 года следует, что лес, который заготовили до апреля, должен быть вывезен до 1 июля. Лишние возчики могут быть отпущены домой, а 200 плотников должны остаться. С 20 апреля корабельный мастер В.Воутерсон запретил рубить деревья, так как «леса пошли в сок и такие де леса в корабельное строение будут негодны…» 
В тот момент на строительстве трудились 70 человек. И плотникам, и работным людям платили только за дни работы. В выходные и праздники денег им не давали, хотя они жили на стройке безвыездно. Поэтому рабочие через Татищева попросили государя платить им за все дни, которые они находятся на верфи. 
Еще Иван Юрьевич сообщал, что в апреле к корабельному строению из Тихвина были присланы 24 кузнеца, но их для строительства мало. Кормовых им платили по 10 денег на день (2,5 копейки; если верить источникам, то за 3 копейки тогда можно было купить 9 кг хлеба, а на 8 копеек — 4 кг мяса).

Превратности судьбы


Поскольку Сясьскую верфь постоянно заливало водами неспокойной Ладоги, да и защищать ее немногочисленными имевшимися в распоряжении петровских войск судами со стороны озера было сложно, указом Петра от 10 декабря 1706 года верфь была упразднена. Все работы перенесли на наиболее оборудованную Олонецкую верфь. Непродолжительное время в Сясьских Рядках продолжали строить небольшие каботажные суда, приспособленные для прибрежного плавания без выхода в открытое море.

Блокадная верфь


Весной 1942 года близ села Сясьские Рядки была построена новая верфь для строительства барж, предназначенных для эвакуации из блокадного Ленинграда людей и промышленного оборудования. Первая баржа была спущена на воду уже 22 мая. Всего было изготовлено 30 деревянных барж, каждая грузоподъемностью 400 тонн. Верфь действовала с марта 1942-го по май 1945-го. Затем она была перебазирована на реку Свирь, в поселок Никольское.

В 1992 году село Сясьские Рядки было упразднено и вошло в состав города Сясьстроя. 5 июля 2007-го был утвержден герб этого населенного пункта: на нем на всех парусах плывет золотой трехмачтовый линейный корабль эпохи Петра I, символизирующий Сясьскую верфь.


Анатолий Дроздов по материалам сайта pro-volhov.ru

Вернуться к списку новостей

Компенсация расходов за отходы

В Ленинградской области предусмотрена государственная социальная помощь в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

"Вперёд — в трудовое лето!”

Студенты Кировского политехнического техникума приняли активное участие в линейке открытия Третьего трудового семестра студенческих отрядов

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.