Памяти писателя, актёра и режиссёра Василия Шукшина
25 июля исполнилось 93 года со дня рождения выдающегося писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Свои фильмы он обычно снимал на родине, Алтае. Но последняя и одна из самых известных кинолент Шукшина — «Калина красная» — была снята в Вологодской области, городе Белозерске и деревне Садовая, в шестистах километрах от Отрадного. Наш корреспондент побывал этим летом в прославленных Василием Макаровичем местах и поделился своими впечатлениями в данном очерке.
Книги и самодеятельность
Жизнь крестьянской семьи Шукшиных в селе Сростки Сибирского края РСФСР (сегодня Алтайский край) нельзя назвать легкой. Макар и Мария трудились в местном колхозе, у них было двое детей: сын Василий и дочь Наталья. В 1933-м Макара Шукшина, на тот момент машиниста молотилки в колхозе «Пламя коммунизма», арестовали, обвинив в участии в антисоветском заговоре и порче общего имущества и урожая. Мария писала: «Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли… навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: «Мама, куда это батю?» Вскоре Макара расстреляли. Мария воспитывала детей одна, затем снова вышла замуж — за односельчанина Павла Куксина. Он оказался добрым и любящим, «человеком редкого сердца», как называл его Василий Шукшин. А потом грянула война, и Павла Куксина убили на Курской дуге.
Будущий актер и режиссер в школе учился плохо, но зато много читал — без разбора, всё подряд, даже по ночам, иногда тайком, если из-за плохих оценок мать запрещала художественную литературу. А еще в школе можно было участвовать в самодеятельности, и Василий чуть не каждую неделю устраивал концерты и сам на них выступал — читал стихи, разыгрывал сценки.
«Калина красная»
В апреле 1973 года журнал «Наш современник» опубликовал повесть Василия Шукшина «Калина красная», и автор решил ее экранизировать. Фильм был сделан быстро, меньше чем за год. Съемки проходили в Вологодской области, недалеко от старинного города Белозерска. Белозеры и жители окрестных деревень до сих пор благодарны Василию Макаровичу за сохранение памяти об этих местах.
Работе над картиной не помешала даже обострившаяся болезнь Шукшина. Матери он писал: «Я жив-здоров. Снимаю картину. И сам в ней опять играю. Тяжелее, конечно, но уж брать тяжесть, так всю сразу». Главную женскую роль в фильме исполнила Лидия Федосеева.
Чтобы попасть на премьеру фильма, Шукшин сбежал из больницы. «Калина красная» стала одной из самых успешных картин 1970-х — в прокате ее посмотрело больше 60 миллионов зрителей. Лента получила несколько премий: главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Баку, награду за лучший фильм на иностранном языке на польском конкурсе «Варшавская сирена» и югославском FEST. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» за роль в этой картине Шукшина признали лучшим актером года.
Деревня Садовая
Кульминационные моменты фильма: свидание главного героя с матерью и сцена раскаяния — снимались в деревне Садовая, в десяти километрах от Белозерска. Изначально поселение называлось Мериново, но незадолго до съемок фильма было переименовано. Деревня расположена у небольшого круглого озерца метров двести в диаметре с картинно разбросанными по берегам баньками.
Оператор-постановщик фильма, заслуженный деятель искусств Белоруссии и России Анатолий Заболоцкий вспоминал: «Разнообразие натуры обогащало замысел, подсказывало Шукшину выход из неурядиц постановочного и организационного характера, а иногда просто заманивало ввести в фильм, как это было с торчащей из воды колокольней у переправы через Шексну. Чтобы выразить ужас и крик этого зрелища, Шукшин перенес часть сцены на катер на подводных крыльях, когда, проплывая мимо колокольни, Егор спрашивает соседа: «А ты бы мог купить такую вещицу?» Недоумевающий сосед переспрашивает: «Чего купить?» И Егор жестом указывает ему на катер и колокольню, дескать, и то, и то...» В кадре — церковь Рождества Богородицы, построенная в 1783 году усердием прихожан, с колокольней и каменной оградой. Ныне храм находится в полуразрушенном, но все равно величественном состоянии.
Куделиха
Одной из главных героинь фильма, мамой Егора Прокудина Куделихой, стала жительница деревни Садовой Ефимия Ефимовна Быстрова. Изначально на эту роль приглашали актрису Веру Марецкую, та дала согласие, но потом отказалась.
Съемки велись в настоящем интерьере, так как художник-постановщик был уверен, что никто «не придумает лучше этого живого угла». Здесь во всем была неповторимая душа одинокой старушки, даже в засиженной мухами лампочке, патроне рядом с серебряным окладом центральной иконы и банке с молоком на фоне репродукций из «Огонька»...
Снимали без подготовки, торопливо, забыв о самоцензуре. Главным было получить рассказ Ефимии Ефимовны на пленку с чистовой фонограммой — Шукшин дорожил индивидуальной окраской голоса. Посреди улицы возвели помост для камеры, выставили окно избы, чтобы через горницу видеть сидящую в своей светелке-кухне героиню. Старушка рассказывала свою судьбу, отвечая на заготовленные режиссером вопросы. Всё сложилось удачно.
После съемок Василий Макарович починил Быстровой избу, сделал запас продуктов и дров на зиму и потом ежемесячно отсылал деньги, а Ефимия Ефимовна говорила соседям, что Шукшин — ее сын, которого она безуспешно искала целых восемнадцать лет.
Дом Куделихи стоит по сей день, хотя его уже не узнать. Неравнодушные жители Череповца, Максим Афонин и его мама Лидия Николаевна, выкупили участок и развалины дома, на собственные средства полностью восстановили здание и берегут память прославленной Шукшиным простой селянки.
Не забывают в деревне Садовая и самого Василия Макаровича. Каждый год в день его рождения тут устраивается фестиваль в благодарность за прозвучавшую на всю страну славу о небольшой деревне в Вологодской области.
Анатолий Дроздов