Новости

Машина-солдат

Легендарная полуторка установлена в музее «Прорыв блокады Ленинграда»

22 ноября состоялась торжественная установка автомобиля ГАЗ-АА — полуторки — на территории музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировске. Мероприятие было приурочено к 80-летию открытия Дороги жизни, связавшей блокадный Ленинград с Большой землей по льду Ладожского озера.

 

Открытие памятника

Новый экспонат открыли губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов; сенатор РФ, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, координатор работы поисковых отрядов Дмитрий Василенко; заместитель министра обороны РФ Геннадий Жидко, блокадники, ветераны Великой Отечественной войны и представители поисковых организаций.

Глава 47-го региона поблагодарил за совместную работу всех, кто участвовал в подъеме и реставрации полуторки, пожелал здоровья блокадникам и ветеранам, а всем жителям региона — сохранения святой памяти о подвиге героев Дороги жизни.

 

Предыстория

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА, известный так же как полуторка, был изготовлен на автомобильном заводе в городе Горьком 26 июля 1941-го и работал на Дороге жизни, а 29 ноября того же года, попав под артобстрел, ушел под воду на девятнадцатом километре ледовой трассы, в районе острова Большие Зеленцы.

Специалисты, обследовавшие автомобиль, установили, что машина ехала в Ленинград с грузом продовольствия. Когда начался артобстрел, один из снарядов разрушил лед перед полуторкой, водитель до последнего пытался избежать катастрофы, объехав образовавшуюся полынью, но грузовик занесло и он капотом врезался в кромку льда. Водителя выбросило из открытой двери, он ударился головой о переднюю стойку и потерял сознание, а когда очнулся ― полуторка уже ушла под воду. Его подобрала одна из попуток и отвезла в госпиталь. А в августе 2020 года в результате изысканий военно-исторической экспедиции и подводных работ под руководством заведующего музеем «Кобона: Дорога жизни» Сергея Маркова полуторка была обнаружена на дне Ладоги и принято решение о ее подъеме, реставрации и передаче в музей. Подъем осложнялся тем, что грузовик лежал вверх колесами, а видимость в районе проведения работ была практически нулевая (около полутора метров). Однако машину все-таки удалось перевернуть и поставить на колеса, после этого ее зацепили стропами и вытащили из воды. Реставрация заняла около года.

 

Символ Великой Отечественной

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая присоединилась к торжественной установке памятника по телемосту, отметила огромную роль Дороги жизни и ее защитников в спасении Ленинграда и выразила благодарность всем, кто участвовал в воссоздании грузовика.

«Сегодня особенный, памятный день для города-героя Ленинграда и всей нашей большой страны. Ровно восемьдесят лет назад — 22 ноября 1941 года — по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград прошли первые автомобили с продовольствием. Символично, что именно в этот день мы передаем в экспозицию музея «Прорыв блокады Ленинграда» грузовик-полуторку, поднятый со дна Ладоги усилиями поисковиков», — отметила В.Матвиенко.

Несмотря на свое изначально гражданское назначение, этот автомобиль стал одним из символов Великой Отечественной войны. «Переоценить вклад скромной труженицы-полуторки в дело Победы невозможно. Боевая летопись этих прославленных автомашин наполнена множеством героических страниц. Но главная из них, несомненно, связана с Дорогой жизни. Благодаря этой машине-солдату с территории Большой земли в Ленинград удалось доставить более миллиона тонн продуктов и предметов первой необходимости, а обратными рейсами эвакуировать сотни тысяч человек и спасти их от голода, холода и вражеских снарядов», — сообщила Валентина Ивановна.

Каждый рейс, проделанный по Дороге жизни, был настоящим подвигом. Нужно было преодолеть десятки километров ледяной пустыни — абсолютно открытого пространства, — где невозможно было укрыться от обстрелов и бомбардировок. Но, несмотря ни на какие риски, автомобильные колонны день за днем отправлялись в Ленинград, а, чтобы они не падали духом, на их пути была установлена табличка с напоминанием: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!» Мысль о том, что их ждут, что они не могут подвести людей в осажденном городе, вновь и вновь подвигала шоферов садиться за руль и делать всё от них зависевшее, чтобы доставить груз. «Каждый рейс мог стать последним. Лед часто не выдерживал, и машины уходили под воду вместе с водителями. Такая судьба постигла и эту полуторку. Она провела под водой долгих восемьдесят лет, чтобы сегодня предстать перед нами уже в качестве мемориала благодарности нашим героическим предкам», — добавила Матвиенко.

 

Новая жизнь

Теперь полуторка стала музейным экспонатом и ей предстоит выполнять уже не боевые, а воспитательные задачи: нести эстафету памяти, чтобы молодое поколение знало и помнило, какой ценой досталась нам Победа в той войне.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко рассказал о работе, проводимой в регионе по увековечиванию памяти блокадников, ветеранов Великой Отечественной: «Мы полностью восстановили после пожара музей Дороги жизни в Кобоне; открыли музей сорока трех героев, героев-летчиков, которые защищали Ладогу и балтийское небо; полностью реконструировали музей Дороги жизни в Осиновце. 9 мая следующего года мы откроем еще один музей, посвященный блокаде, — в деревне Коккорево, в сохранившемся деревянном доме, где находился путевой пункт для водителей Дороги жизни. Музей будет называться «Лица Дороги жизни» и станет памятником тем людям: водителям, регулировщицам, зенитчикам, врачам и многим другим, — благодаря которым работала трасса».

 

Анатолий Дроздов по материалам пресс-службы Совета Федерации РФ

Вернуться к списку новостей