Даже если бы мы изо всех сил сопротивлялись знакомству, судьба всё равно вывернула наши пути так, что мы бы рано или поздно встретились. Разные поколения, но одинаковый интерес к истории своей страны. И поиск. В моем случае — десять лет в экспедициях в качестве журналиста, помощницы, соратницы. В его — безудержная страсть к лесу и поиску, привитая отцом, известным поисковиком Евгением Халамовым, и такая же безудержная страсть к истории Великой Отечественной войны.
ВО ИМЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Он жил так всегда — со страстью к делу. Люди, отдавшие поиску несколько лет жизни, делившие палатку в ночной холод, бродившие по болотам, разыскивая окопы и блиндажи, участвовавшие в организации перезахоронений на собственные деньги (в 1990-е, в 2000-е это было нормой), а самое главное — находившие медальоны, а впоследствии — родственников бойцов (что является одной из радостных целей поискового движения), никогда не забудут этот бесценный опыт.
Поисковики — особая категория людей. Это не просто искатели приключений, непрофессиональные археологи. Это люди, которые идут в лес с важной миссией — восстановить справедливость. Чувство обостренной справедливости присуще практически каждому, кто в поиске. Правда, в лесу всё проще: есть отряд, и командир, и цель, и правила. В обычной жизни с таким обостренным чувством очень сложно. А если ты молод, горяч и страстно желаешь перемен в том или ином виде… В общем, Женя Халамов, с одной стороны, всегда был любимчиком в коллективе, а с другой — считался человеком с непростым характером. Когда стал депутатом, а потом главой поселения, когда высказывал резкую точку зрения на тот или иной вопрос, когда отстаивал интересы людей — близких и не очень, мог вспыхнуть, как огонь, а потом успокоиться, даже согласиться с чужим мнением. Долго сердиться тоже не умел. Вот такой он, Женя.
Талант человека проявляется во многом: в умении интересно пересказать, красиво и грамотно сложить рифмы, организовать сложное мероприятие. И еще сложнее — провести Вахту Памяти на территории всего региона. Это цифры, в которых нельзя ошибиться. Это похороны бойцов в нескольких местах. Это — будь они неладны — отчеты. И много чего еще. Масштаб, когда нужно и страстно, и осторожно, чтобы всё получилось достойно: для живых и для мертвых.
ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ
Ох, я бы еще много могла рассказать про Женю… Несколько лет совместной работы сделали нас не только друзьями и соратниками, мы стали соавторами книги, нескольких мероприятий и поддерживали друг друга в жизни как могли. Поэтому я не удивилась, когда он приехал ко мне со сложным и важным вопросом: «Хочу пойти на СВО». Он спрашивал родных, близких — и все его отговаривали по понятным причинам. Но есть такие люди, которые внутри себя всё давно решили. И я сразу это почувствовала: ему не нужно было ничье разрешение или благословение, он уже принял решение. Так что мое мнение вряд ли было решающим, хотя мы и были в одной плоскости восприятия происходящего. Не контрактные условия, не жизненные коллизии толкали командира поискового отряда в зону СВО. Он просто по-другому и не смог бы, он-то очень хорошо знает историю как педагог этого предмета, как человек думающий, читающий и анализирующий. И он столько лет поднимал из земли красноармейцев, которые отдали свои жизни, сражаясь за Родину, воюя с нацизмом. Прошло столько лет, а война не только не закончилась, потому что не похоронен последний солдат, она вновь началась, вошла в нашу жизнь реальными смертями. Очень много поисковиков ушло на Донбасс с самого начала. Наверное, по-другому эти мужчины поступить не могли. Женя тоже. Всё это время — он чувствовал — сотни людей были рядом с ним, поддерживая и молясь за него.
1 марта 2022 года на странице ВКонтакте он написал большой пост о своем отношении к происходящему. В одном из пунктов, на которые он по привычке разбил свое выступление, было следующее: «Бывает, спрашивают: «А сам бы воевать пошел?» Отвечаю: «Я старший сержант запаса ВС РФ. Я давал присягу на верность Отчизне. Если оперативная обстановка на фронте потребует моего там присутствия, и меня призовут в ВС РФ — я выполню свой воинский долг. Присяги я не нарушу».
ИЗБРАННЫЙ ПУТЬ
В июне 2023 года ушел сам. Рассказ о боевом пути у него уложился в один абзац: «29 июня 2023 года подписал контракт и в тот же день убыл в резервный полк. Оттуда 2 июля направлен в учебку на переподготовку на командира БМП-2. После обучения 10 августа прибыл на формирование 3-го мотострелкового батальона Н-ской воинской части. 12 августа назначен командиром взвода обеспечения 3-го МСБ. В составе батальона 3 сентября 2023 года перешел границу ЛНР. 8 сентября введены в оборону на Сватовском направлении в ЛНР, где находились до 8 декабря 2023 года. Затем выведены на доукомплектование. 25 января 2024 года введены в оборону на Купянском направлении в Харьковской области. Находились там до 4 апреля 2024 года. Выведены на доукомплектование. Вошли в состав группировки «Север». Передислоцированы на границу Харьковской и Белгородской областей. С 10 мая 2024 года батальон в наступлении на харьковском направлении. 22 мая 2024 года при доставке продовольствия и БК для подразделений своего батальона тяжело ранен в голову, а также мягкие ткани верхней части тела, ноги, руки при сбросе с дрона осколками ВОГа. Эвакуирован в тыл. Далее проходил лечение и реабилитацию в госпиталях».
Многого не расскажешь по разным причинам. Но он считает, что Бог очень любит его, потому что раз десять он точно мог погибнуть. В тот самый раз, когда случилось тяжелое ранение, многое было каким-то провидением свыше — он не просто остался жив, ему повезло с эвакуацией, с госпиталем и врачом, которая спасла ему глаз. Все, кто писал ему в эти месяцы: «Женя, береги себя! Живи, Женя!», теперь молились: «Выздоравливай!»
История Евгения Евгеньевича Халамова, поисковика, историка, руководителя, гражданина и патриота, похожа на истории тысяч других мужчин, которые однажды поняли, что должны что-то сделать.
«Меня часто теперь спрашивают, не жалею ли я, что пошел на СВО. Нет, не жалею, несмотря на трудности и опасности, на ранение и многие другие нюансы. Я даже горжусь, что участвовал в этом поистине историческом событии. Но каждый сам должен принимать решения».
Евгений вошел в состав авторов сборника рассказов и стихов участников военных действий — жителей Ленинградской области. В книге опубликованы его стихи, которые он написал за время прохождения службы на линии боевого соприкосновения. В предисловии есть и такие его слова: «Страшно? Сначала, когда ничего еще не соображаешь, нет. Не можешь принять, что всё по-настоящему. Потом, когда появились потери, появился и страх. Но в том и смысл — его победить. Ведь Герои не те, кто ничего не боится, а те, кто, всё поняв, не отступили. Не отказались выполнять приказ, зная, что он может быть последним».
Его возращения ждут. В комитете по молодежной политике области, ведь до СВО он руководил отделом по увековечению памяти погибших при защите Отечества в центре патриотического воспитания; его ждет отряд, ведь работы по подъему бойцов всё так же много; его ждет Лиза — дочка, самое лучшее и светлое в его жизни; его ждут семья, друзья и коллеги. И ждет продолжение книги о героях, отдавших свои жизни за Родину в боях с фашистами. И рассказ про других героев — их внуков и правнуков, что продолжили правое дело. Среди них — мой друг Женя Халамов, человек непростого характера и непростого, но для него — единственно правильного выбора.
Светлана Солоницына
Фото из личного альбома Евгения Халамова
НЕТ, МЫ НЕ БОГИ…
Мотострелкам и штурмовой пехоте посвящается…
Нет, мы не Боги в самом деле
И не живем по тыще лет.
Едва душа пылает в теле,
Глотает дым от сигарет…
Лицо украсила щетина,
И сбиты пальцы на руках,
Такой вот — истинный мужчина,
Которому неведом страх.
Нет, мы не Боги, право слово,
Не из металла созданы,
И смотрим мы теперь сурово —
Чрез призму нынешней войны.
До крови стерты наши ноги,
Но есть решимость, честь и долг.
И точно ль то, что мы не Боги?
Не может быть их целый полк?
Нет, мы не Боги, к сожаленью…
Богам неведом смерти лик…
Отставить горькие сомненья!
Держись, братан, держись, старик!
Кто нас похвалит, кто осудит?
Нам, если честно, — наплевать!!!
Любую голову остудят,
Кто шел под пули — умирать…
И лишь когда ты на пределе,
То понимаешь жизни суть.
Не на словах — на самом деле,
Пешком пройдя сквозь эту жуть.
Нет, мы не Боги, уверяю…
Мы — сыновья своей страны!
Что будет дальше — я не знаю…
А Боги всё ж… удивлены.
Евгений Халамов
В семье Халамовых служба в Вооруженных Силах — дело чести!
Ефрейтор Василий Иванович Халамов, автомобильные войска, 1957–1960 гг., Свердловская область
Старшина Евгений Васильевич Халамов, воздушно-десантные войска, 1983–1985 гг., Приморский край
Старший сержант Евгений Евгеньевич Халамов, войска радиоэлектронной борьбы, 2009–2010 гг., Псковская область
Закрытие Вахты Памяти в 2022 году
Глава Глажевского сельского поселения ведет заседание совета депутатов
Проводы в зону СВО
На захоронении бойцов Красной Армии
Презентация книги «Чтобы знали»