Местность, на которой расположен город Приморск в Ленинградской области, была обжита человеком еще в эпоху каменного века, о чем свидетельствуют единичные археологические находки. В конце I тыс. н.э. на Карельском перешейке начинает формироваться финно-угорский этнос «корела» («карела»), вытеснивший или ассимилировавший в себе прежнее население саамов. Уже в XII в. Корельская земля находилась в сфере интересов Великого Новгорода, оставаясь при этом обособленным языческим регионом. В договоре между Готландом и Новгородом 1268 г. впервые упоминается торговое поселение на месте современного Приморска: «когда купцы тевтонские или готские прибудут в Бьёрко во владения новгородского князя, они окажутся под миром и защитой князя и новгородцев...».
Торговое поселение Бьёрке (Бьёрко) существовало на острове Большой Березовый и своё название получило из-за того, что остров был покрыт лиственными лесами, состоявшими главным образом из берёзы (финское «koivu», шведское «björk»). Позже поселение переместилось на материк. Предшественником города явился расположенный в проливе несколько южнее небольшой островок ‒ Равица (по-карельски − «питательный»), на который прибрежные обитатели перешейка доставляли свежие продукты и где обменивали их у корабельщиков на различные товары.
В XIII в. Бьёрке был важным новгородско-готландским торговым поселением на земле корелы. В случае кражи товара у «гостей» спор должен был разрешать «ижорский староста». До наших дней на месте поселения не проводились масштабные археологические раскопки, однако наследие торгового места сохранилось в старорусском языке. Берковец (берковеск, бьрковьскъ) ‒ старорусская единица измерения массы, равная 10 пудам = 164 кг, которая первоначально употреблялась преимущественно для взвешивания воска.
В 1293 г. шведы построили замок Выборг и подчинили своему контролю три уезда Корельской земли, включая Эуряпяя, в который входил Бьёрке. В 1323 г. новгородцы заключили со шведами договор о «вечном мире» в Орешке. Швеции отошли три карельских погоста: Савилахти ‒ земли вокруг озера Сайма, Яяскис ‒ часть земель за Вуоксой, Эуряпяя ‒ часть Карельского перешейка с Выборгом.
Население Бьёрке проживало в условиях шведского правопорядка. Многие деревни в окрестностях Бьёрке образовались в XIV−XV вв. в местах оживленного рыболовства. Наряду с рыболовством развивались и другие промыслы, такие как животноводство и мореходство. Из Бьёрке ганзейские купцы вывозили огромное количество сушёной и солёной рыбы, особенно во время церковных постов. В качестве налога с островов, где не было развито земледелие, вместо зерна шёл тюлений жир.
Первые сведения об обитателях Бьёрке можно подчеркнуть из налоговой переписи населения 1540 г.: около 100 домов, из них 50 на островах и 50 на побережье, общая численность достигала 2000 человек. Первая католическая церковь была расположена на острове Соукансаари, последующие, построенные во время шведского господства, − на Кирккосаари (ныне о. Большой Березовый). Местное население, жившее у моря, занималось кораблестроением, фрахтовалось на торговые суда, члены общины регулярно ходили в Выборг и на южное побережье Финского залива в Нарву и Ревель (Таллинн). Кроме того, поселение находилось на Великой прибрежной дороге, по которой перемещались почтовые гонцы и проезжали посольства шведского короля в Москву. Так в 1557 г., возвращаясь из Москвы, не доехав до Бьёрке, в Кюрённиеми скончался финский просветитель Микаэль Агрикола. Именно эта историческая личность является главной фигурой в истории церковной Реформации в Финляндии. На месте смерти просветителя установлен памятный знак.
В XVII в. жители Бьёрке владели почти четвертью торгового флота Финляндского Герцогства. В это же время Березовые острова стали использоваться шведским военно-морским флотом как летний лагерь для экипажей судов и базой для пополнения провианта, припасов и запасов воды. В 1640-х гг. для торгового поселения был разработан генеральный план, однако он так и остался на бумаге, в отличие от Выборга и Сортавала. За четыре столетия шведской истории поселение неоднократно подвергалось разорению проходящих войск. В этот период военные кампании проходили с регулярностью один раз в 20−30 лет. Необходимость бежать с обжитых мест и отстраивать дома заново не способствовали градостроительному развитию поселения.
В ходе Великой Северной войны (1700−1721) территория Бьёрке отошла Российской империи. В XVIII в. поселение находилось в составе Выборгского наместничества (затем губернии). В 1722 г. Адмиралтейская коллегия направила на Берёзовые острова команду из 20 человек с 4 пушками: так была учреждена лоцманская служба от Выборга до Берёзовых островов и далее по Финскому заливу. В середине XVIII в. на островах было не менее 10 деревень и более двух тысяч жителей. Долгое время жители Койвистовского прихода были приписаны вице-адмиралу Корнелиусу Крюйсу (1655‒1727). Он, как и многие другие владельцы дарованных земель на Карельском перешейке, воспользовался ими для поставок строительных материалов и продовольствия в Санкт-Петербург. После смерти вдовы Крюйса имения находились во владении Сестрорецкого оружейного завода. В 1772 г. крестьяне материковой части Койвисто и острова Пииспансаари были освобождены от принудительной службы на оружейном заводе. В 1798 г. часть имений волости Койвисто была отнесена к стекольному заводу Роккола. В 1817 г. эти имения были возвращены казне.
Что же касается истории развития торговых поездок, то ее невозможно проследить детально, но ход этого процесса именно в Койвисто дает репрезентативную картину. Достоверно известно, что первый воз дров из Койвисто был доставлен в российскую столицу в 1734 г. Поставки дров росли быстро и к 1760-м гг. заняли в экономике прихода центральное место. Чтобы воспрепятствовать полному опустошению лесов, в 1766 г. был введен ряд ограничений на дровяную торговлю. Вместо нее в Койвисто стали развиваться торговля рыбой и камнем. К XIX в. судоходство заняло необычайно сильные позиции в Койвисто. После создания Великого Автономного Княжества Финляндского в 1809 г. торговля дровами на Карельском перешейке была освобождена от прежних ограничений и сильно, как и вывоз камня, возросла к 1830-м гг. Эти товары перевозились по воде. Жители Выборгской губернии на побережье Финского залива в 1840-х гг. владели 350‒450 судами, большая часть которых была сосредоточена в приходах Койвисто и Йоханнес (ныне Советский). В 1846 г. корабли из этих земель совершили в Петербург 587 рейсов, из которых 388 – с дровами, остальные с камнем. Оживленному судоходству способствовало и большое количество рыболовных артелей. В Койвисто сложились традиционные для этих мест способы ловли и приготовления рыбы и, например, знаменитая койвистовская салака пользовалась большим спросом не только на местных рынках (Выборг, Котка, Петербург), но вывозилась в государства Европы и даже в Америку.
Жители Койвисто занимались также различными перевозками между Выборгом и Петербургом. Большая часть перевозок осуществлялась гужевым транспортом через Карельский перешеек (пока в 1870-е гг. не была построена железная дорога). Пик таких перевозок пришелся на период Крымской войны, когда транспортировка по морю стала рискованной. В 1855 г. отмечалось, что дорога между Выборгом и Петербургом «представляет собой почти нескончаемый ряд повозок».
С экономической точки зрения Койвисто в XIX в. занимал чрезвычайно выгодное положение, находясь на расстоянии 100 км от новой российской столицы – Санкт-Петербурга и 50 км от столицы «Старой Финляндии» – Выборга. Это обстоятельство было главной причиной процветания волости. Например, когда во второй половине XIX в. ужасный голод охватил почти всю Финляндию, то на жизни обывателей Койвисто это бедствие никак не отразилось. Тогда из северных районов Финляндии хлынул поток вынужденных переселенцев на юг вплоть до Койвисто. Позже эта ситуация повторилась в 1920-е гг., когда развитие местных гаваней также вызвало приток населения из различных районов страны.
Одним из факторов устойчивого развития Койвисто можно назвать туризм. Путеводители конца XIX – начала ХХ вв. популяризировали морской путь из Санкт-Петербурга в Выборг через Бьёрке (Койвисто), отмечая, что там «часто имеют стоянку Императорские яхты во время морских прогулок Высочайших Особ». Во время одной из таких стоянок, в 1905 г., в проливе Бьёрке-зунд, втайне от Министерства иностранных дел России, состоялись переговоры между двумя императорами: Николаем II и Вильгельмом II. В результате был подписан российско-германский договор, известный в истории как «Бьёркское соглашение». Он выражал стремление Германии не допустить сближения России с Англией и разорвать русско-французский союз.
На побережье Койвисто было множество причалов, куда приставали лодки, катера, яхты. Отсюда морским транспортом можно было добраться до любого из островов Березового архипелага, а также в Выборг, Уурас (Высоцк), Ремпетти (Глебычево) и, конечно, в Петербург. Перевозками в Койвисто занималось несколько пароходных компаний. Конкуренция между ними была очень большой, так что было несколько десятков рейсов и интервалы между ними были небольшими. С интервалом в четверть часа отходили суда на Выборг или ближайшие острова. Таким образом, удобная гавань, защищенная островами, рядом с оживленным торговым путем в Петербург, способствовала тому, что в 1896 г. в Койвисто началось строительство государственного порта, ставшего позднее – в период независимости – вторым портом Финляндии. Превращению Койвисто в крупный транспортный узел способствовало строительство в 1916 г. железной дороги Койвисто‒Терийоки (Зеленогорск).
После Октябрьской революции советское правительство 31 декабря 1917 г. признало политическую независимость Финляндии. Граница между новыми государствами была установлена таким образом, что Койвисто остался в составе Финляндии и продолжил развиваться как значимый морской порт и важный транспортный узел страны. В 1924 г. на средства из государственного бюджета было построено две пристани: главная каменная и деревянная. Остальные грузовые причалы построили частные фирмы, например, АО «Питкяранта». В 1925 г. была построена железная дорога, связавшая Койвисто с Выборгом. Первоначально порт находился в распоряжении управления железных дорог, но в 1927 г. он перешел в управление по мореходству. По предложению государственного портового комитета его площадь была расширена, и были проведены насыпные работы, облегчающую погрузку пиломатериалов. Также в порту был назначен капитан порта и установлен порядок его работы.
Порт стал центром, вокруг которого сосредоточилось развитие поселка Койвисто. Огромный объем экспорта леса и пиломатериалов из ладожской Карелии и со всего Карельского перешейка, а также импорт каменного угля и товаров различных промышленных предприятий обслуживался местным портом. Соответственно этому поселок Койвисто развивался чрезвычайно динамично. В 1930-е гг. здесь работали железнодорожный и автобусный вокзалы, телеграфная станция, почта, таможня, полиция, лоцманская станция, аптека и больница, гимназия, две народные школы, правление сельской общины, культурно-досуговый центр, управление коммунального хозяйства, Сберегательный (Säästöpankki) и Народный акционерный (Kansallis Osake Pankki) банки, винно-водочная компания, консервный завод, несколько лесопилок, рестораны, кафе и множество магазинов – хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, шляпный и текстильный, промтоварный магазин и магазин готовой одежды, торговые залы в районе вокзала. Кроме того, активно рекламировал свою деятельность Koiviston merikylpylä – Койвистовский морской «спа-центр» («сотни метров прекрасного песчаного пляжа, чистая, прозрачная и теплая вода»), были и другие характерные для развивающегося морского портового местечка заведения (например, казино), что позволяло местным газетам объявлять об открытии «Новой Ривьеры» на Карельском перешейке.
Поселок занимал площадь 24 кв. км, а численность населения с 1924 по 1939 гг. возросла с 1234 до 2500 человек. Центром поселка была старая торговая площадь, от которой расходились дороги. Площадь располагалась перед церковью, построенной из серого гранита в 1904 г., сама же церковь стояла на Кирккониеми – Церковном мысу. Это было выдающееся во всех смыслах сооружение, хорошо видное с моря и поражавшее всех путешественников своей фундаментальностью.
Церковная история Бьёрке/Койвисто прослеживается, по крайней мере, с 1575 г. К этому времени Койвисто был самостоятельным приходом. Всего в его истории известно шесть церквей. Первые три строились на островах, в частности, третья церковь, стоявшая на острове Кирккосаари («Церковный», сейчас Большой Березовый), которая погибла в 1706 г. во время Северной войны. Четвертая церковь была построена уже на материке, как и все последующие – на мысе Кирккониеми (ныне мыс Светлый). Она существовала в первой половине XVIII в. В 1763 г. была освящена пятая деревянная крестообразная кирха прихода Бьёрке (Койвисто), а через 12 лет в отдалении от храма была построена колокольня. Завершение строительства и ее убранство заняли несколько лет. Эта кирха была осмолена снаружи и окрашена изнутри. Позднее в ней были построены балконы. В 1777 г. кирху посетил шведский король Густав III, направлявшийся под именем графа Готландского в Петербург для встречи с Екатериной II. В память об этом посещении им были присланы из Стокгольма золотые потир и грааль, сделанные ювелиром Андерсом Цахоуном. Позже, в 1884 г. Койвисто посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Они подарили кирхе новую люстру.
К концу XIX в. кирха стала тесной для увеличивавшегося населения прихода, и в 1900 г. началось проектирование нового здания. Старая кирха некоторое время пустовала, пока в 1911 г. не была продана и перевезена в Выборг. Весь процесс установки приморской кирхи в Выборге в районе Талликала (совр. ул. Приморская). Старая же колокольня осталась стоять и погибла только в 1941 г.
Проект новой кирхи Койвисто (Св. Марии Магдалины) был предложен и разработан архитектором Йозефом Стенбеком (1854‒1929), он же был и подрядчиком работ. Здание построили за три года 1902‒1904, его стены были сложены из местного гранита рапакиви и украшены мелкозернистым гранитом из Мууруэ (что в 4 милях от Куопио); крыша выполнена из рейнского кирпича; ее венчают три медных шпиля; входные двери из дуба, а внутреннее оформление из лакированной сосны с украшениями из кованого железа и медной чеканки. В кирхе было 1500 сидячих мест. Интерьеры были стилистически едины с внешним обликом. На боковой стене церковного зала художница Анна Стенбек (1862‒1949), жена архитектора, написала фреску «Тайная вечеря» − копию с работы художника Эдуарда фон Гербхардта (1838‒1925).
В 1905 г. церковь посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император подарил церкви 22500 марок на покупку органа. Установленный вскоре орган имел 31 регистр и был изготовлен на заводе «Kangasala». Фасад органа также был выполнен по эскизу Стенбека и был украшен медной чеканкой, изображавшей сцены охоты – в память того, что именно во время охотничьей поездки император и посетил церковь. В 1928 г. в окне западного фасада известный финский художник Леннарт Рафаэль Сегерстроле (1892‒1975) выполнил витраж, изображавший явление Христа Марии Магдалине. Сегерстроле также создал проект нового алтаря. Алтарь и витраж были открыты одновременно. В 1938 г. церковь ремонтировалась. В ходе ремонта кафедра была украшена скульптурой «Добрый пастырь», которую подарил церкви Микко Хови (1879‒1962), автор скульптуры «Юный рыбак», установленной в Выборге. Тогда же художник Лаури Иеремия Вялке (1895‒1970) выполнил для южного окна эскиз витража, изображавшего апостолов Петра и Павла.
Мирная жизнь процветающего поселка на побережье Балтийского моря закончилась в 1939 г. В ходе советско-финляндской войны 1939−1940 гг., продолжавшейся 105 дней, в Койвисто вступили советские войска. Бои были жестокими и кровопролитными. Каждые 9 из 10 домов были разрушены: оставались остовы труб, куски колючей проволоки, везде хаос и разруха. По заключённому 12 марта 1940 г. миру с Финляндией Койвисто был включен в состав Советского Союза, повышен в статусе – стал советским городом, районным центром Ленинградской области. Сюда приехали жители из Кировской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей. В бывшей кирхе был устроен кинотеатр. Орган бесследно исчез, вместо него была смонтирована кинобудка. Витражи пострадали, но в целом сохранялись до возвращения в Койвисто финского населения в 1941 г. Во время советско-финляндской войны 1941‒1944 гг. рядом с кирхой было устроено воинское кладбище. 16−18 июня 1944 г. Койвисто в ходе Выборгской наступательной операции был взят советскими войсками. Мирного населения в городе не было, поскольку коренные жители (преимущественно финны), вернувшиеся в город на несколько лет, были эвакуированы перед приближением Красной армии. Абсолютно пустой город стал вновь заселяться советскими переселенцами. Началось восстановление, а затем и строительство города Койвисто. В кирхе был открыт дом культуры (при этом все витражи были уничтожены, огромные световые окна заложены кирпичом и зашиты железом). Позднее, в 1996 г., в малом зале ДК разместился краеведческий музей.
1 октября 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Койвисто переименовали в город Приморск, а Койвистовский район – в Приморский район. В 1954 г. весь Приморский район вошёл в состав Рощинского, а в 1957 г. − Выборгского района Ленинградской области. Первыми предприятиями советского Приморска стали рыбокомбинат и завод железобетонных конструкций. В окрестностях Приморска в 1950‒70-е гг. были построены научно-испытательные полигоны оборонной промышленности (по этой причине Приморск и его окрестности были территорией государственной важности, закрытой для свободного посещения до 1991 г.). Например, в 1959 г. здесь проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». Для этих целей был построен специальный причал, сохранившийся до сих пор и известный как достопримечательное место с народным микротопонимом «Стакан» (или «Банка»).
До конца 1990-х гг. в Приморске осуществлял свою деятельность Научно-технический центр российской ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева. Предприятие было официально основано в 1958 г. с целью изучения возможностей использования высокоэффективных компонентов топлива в ракетных системах, в первую очередь, при отработке процессов, происходящих в жидкостных ракетных двигателях. Наиболее значительной вехой в жизни испытательной базы стали подготовка и проведение испытаний объединенной двигательной установки ОК «Буран». В результате проведенных испытаний в 1988 г. было дано разрешение на исторический и единственный полет многоразового корабля «Буран», который успешно был проведен на Байконуре. Последней работой предприятия стало участие в международном проекте «Морской старт». В 1992 г. Выборгский судостроительный завод выполнил ремонт и переоборудование построенной ранее в Японии платформы «Odyssey» в буровую платформу. После проведенного в Норвегии в 1995‒1997 гг. дооборудования платформы для обеспечения новых задач, на ВСЗ сотрудниками Приморского НТЦ были проведены на ней работы по монтажу и испытаниям оборудования, обеспечивающего прием, хранение, обслуживание и запуск ракетоносителя РКН «Зенит‒3SL». В октябре 1999 г. состоялся первый успешный коммерческий запуск РКН «Зенит‒3SL» с акватории Тихого океана вблизи острова Рождества.
В настоящее время город Приморск представляет собой застроенное в основном пятиэтажными типовыми домами городское поселение Выборгского района Ленинградской области с населением около 6000 человек. В городе имеются памятники и мемориалы героям Великой Отечественной войны, памятник «Крест и Парус», созданный в 1992 г. по проекту скульптора Айлы Саало, уроженки старого Койвисто. В 1995 г. собрание представителей города Приморска по рекомендации Геральдической комиссии России утвердило герб города Приморска. Герб представлен в форме щита, имеющего двухцветное поле, пересечённое волнообразной линией как символ морского города. Красный и голубой − цвета земель Выборгского уезда с XVIII в. На этом фоне − четыре золотых листа берёзы, символизирующих три острова Бьёркского (Берёзового) архипелага и его материковую часть. Авторы герба Ирина Колотова и Ирина Козырева. Старая кирха в 2019 г. передана краеведческому музею. Что же касается промышленности, то с 2000 г. морской торговый порт Приморск − конечная точка Балтийской трубопроводной системы и самый крупный порт по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе Российской Федерации.
Историческая справка подготовлена научными сотрудниками Выборгского объединенного музея-заповедника.
При подготовке текста использованы публикации исследователей: Е.А. Балашова, И.Н. Колотовой, И.С. Лапина, Хрусталева Д.Г., М. Энгмана, а также материалы сайта Приморского краеведческого музея и периодические издания из собрания Ленинградского областного архива в г. Выборге