Новости Отрадного

Стальные крылья Родины

В мае 2025 года в рамках поисковой экспедиции «Вороново» отрядом спецпоиска «Крылья Родины» совместно с Вологодским объединением поисковиков было обнаружено место падения самолета Пе-2 — советского двухмоторного пикирующего бомбардировщика времён Великой Отечественной войны. Обломки самолета находились в лесном массиве в районе поселка Мга.

За пять дней поисковых работ удалось установить, что после окончания войны самолет подвергся сильному разграблению. На месте падения обнаружены фрагменты фюзеляжа, сильно повреждённые и разбросанные по местности. Судя по всему, оба мотора были демонтированы и отправлены в металлолом. Примерно в пятидесяти метрах от эпицентра обнаружены фрагментированные останки одного из членов экипажа. В непосредственной близости от места катастрофы найдены элементы пристяжной системы парашюта, смертный медальон с отколотой крышкой (вкладыш медальона за годы нахождения в земле сгнил, данные владельца прочитать не удалось), пострадавшая от удара медаль «За боевые заслуги» № 5715.
Благодаря серийному номеру на оборотной стороне медали ответственному секретарю Поискового движения России Елене Цунаевой и сотрудникам Российского государственного военного архива удалось установить, что данной медалью «За боевые заслуги» весной 1940 года был награжден младший командир Дмитрий Степанович Горбунов, 1916 г.р.
Согласно документам, старший сержант Горбунов служил воздушным стрелком-радистом в 275 ближне-бомбардировочном авиаполке 3 резервной авиагруппы ВВС Ленинградского фронта. 1 октября 1941 года он не вернулся после выполнения боевого задания.
Также поисковиками был изучен журнал боевых действий 3-й резервной авиагруппы, в котором обнаружено следующее: «1 октября 275 ББАП за день совершил четыре самолёта-вылета. В сопровождении истребителей уничтожал войска противника в районе Синявино и вёл разведку на себя в районе Мги. Экипажи наблюдали хорошие попадания в войска противника. Результат сфотографирован. Одиночный Пе-2, вылетевший на разведку района Мга в 14:30, на свой аэродром не возвратился. Лётчик Ефимов, штурман Пастухов и воздушный стрелок-радист Горбунов пропали без вести».
Согласно данным немецкой стороны, Пе-2 был сбит истребителем первой эскадрильи 54 истребительной эскадры, пилотируемым унтер-офицером Отто Дюркопом, в 14:02 по берлинскому времени (один час разницы с московским).
Дальнейшее изучение показало, что пилот машины, командир звена лейтенант Яков Миронович Ефимов, сумел выжить после этого полёта и вернуться в свою часть. В феврале 1942 года он был награждён орденом Ленина и продолжил службу в перегоночной эскадрилье. Войну пережил.
Штурман звена старший лейтенант Николай Александрович Пастухов числится погибшим при возвращении с боевого задания в районе Вороново 4 октября 1941 года. Однако, в этот день 275 ББАП боевых вылетов не совершал. Согласно другим источникам, свои последние вылеты на Ленинградском фронте полк совершил именно 1 октября, после чего более в числе действующих не упоминается.
Возможно, в документах допущена ошибка в дате гибели старшего лейтенанта Пастухова, который на самом деле погиб 1 октября 1941 года. Также, по мнению поисковиков, возможно, Пастухов покинул самолёт вместе с Ефимовым, и погиб спустя три дня при переходе линии фронта.
Николай Александрович Пастухов был награжден орденом Боевого Красного Знамени в 1940 году. В феврале 1942 года посмертно награждён орденом Ленина.

По информации Поискового движения России

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.