Начал государь с личного примера – он отказался от царских привилегий и повелел назначить ему офицерскую зарплату, на которую и планировал жить. Правда, этих средств совершенно не хватало царю. И вот генералиссимус Александр Меньшиков присвоил Петру I звание генерала. Теперь денежное довольствие властелина огромной страны стало намного больше.
Но попыток умерить аппетиты знати Петр не прекращал. В 1714 году царь издает указ, в котором учреждался особый фискальный орган, который бы тайно следил за правительствующими лицами, судопроизводством и соблюдением законов. Именно тогда появился термин фискалы – это те, кто борется с казнокрадством и взяточничеством. В 1715 году всем чиновникам было назначено фиксированное жалование из государевой казны, что должно было нацелить их на честную работу. Более того, Теперь любое злоупотребление своими полномочиями, а особенно, в личных, корыстных целях, изготовление фальшивых документов и печатей, лжесвидетельство стали самыми тяжкими преступлениями. За них полагались огромные тюремные сроки, каторга и смертная казнь.
Одним из громких «коррупционных» дел того времени стало дело князя Гагарина. Как писал исследователь генеалогии русского дворянства князь Петр Долгоруков, цитируя документы «дела Гагарина», с которыми он работал в императорском архиве, для десятков гостей у Гагарина подавали по пятьдесят блюд, «и вся посуда у него была из массивного серебра». Всего у него имелось серебряной позолоченной посуды на пятьсот человек: это не 500 одних лишь тарелок – 500 полных наборов с десятками приборов в каждом. Из серебра же, сухо зафиксировали официальные документы, были и ободья колес его экипажей, и даже подковы лошадей. А оклады образов его спален во дворцах – едва ли не самых роскошных в Москве и Петербурге – были украшены бриллиантами, стоимость которых оценивалась в 130 тысяч рублей. Чтобы представить реальный масштаб этой цифры – это 3,7% бюджета России того времени. Губернатор вовсю брал взятки с купцов, установив в Сибири собственную монополию – на водку, пиво, табак, экспорт хлеба, меха. Еще подмял под себя всю торговлю с Китаем, превратив ее в сугубо свое дело и став крупнейшим контрабандистом России. В марте 1721 года в Санкт-Петербурге был повешен бывший губернатор Сибири Матвей Гагарин в присутствии Петра I и сенаторов. По воспоминаниям современников, после казни Петр учинил празднество – с оркестром, пушечным салютом и роскошным пиром, – на котором заставил присутствовать даже родственников казненного. Тело князя Гагарина, если верить источникам, висело еще несколько месяцев.
Своих близких соратников за казнокрадство царь наказывал, но не очень сильно. Особенно доставалось князю Меншикову. Петр I штрафовал и бил своего любимца. И Меншиков каялся, возмещал украденное, но вновь запускал руку в государственную казну. Однажды, после очередного проступка Меншикова, Петр ударил князя по лицу и крикнул: «Чтобы ноги твоей больше не было!». Меншиков ушел и тут же вернулся. Правда, шел он уже на руках… Петр даже угрожал всех вешать, кто украдет на стоимость больше мотка веревки. На что прокурор Ягужинский ответствовал: останешься ты царь один. Воруют все. Разница лишь в объемах!
Правда, среди мер Петра Первого по борьбе с казнокрадством была одна весьма эффективная. Это передача казенных предприятий в частные владения. Множество купеческих семей успешно руководили заводами и фабриками. Производили продукцию для нужд российской империи.
Преемники императора борьбу с коррупцией успешно свернули, жалования чиновникам отменили, как и смертную казнь за взяточничество.
Анатолий Дроздов