Мошенники изобретательны в создании своих сценариев обмана. Обещание гарантированных выплат от государства-также могут быть ловушкой мошенников. О том как обманывают россиян обещаниями гарантированных выплат от государства, в интервью «Газете.Ru» рассказала эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Ольга Дайнеко.
Чаще всего аферисты используют фейковую информацию о разовых выплатах и ежемесячных пособиях от государства пенсионерам, студентам, семьям с детьми. Злоумышленники создают поддельные сайты с символикой государственных ведомств и структур, ссылки на которые распространяют в сети через мессенджеры и социальные сети. Сообщения сулят гарантированные выплаты по «Указу Президента» (которого нет) или нового закона, но нужно поспешить заполнить форму по ссылке из сообщения, подтвердить подачу заявления кодом из СМС. У телефонных мошенников «социальная» тема также актуальна до сих пор: аферисты представляются сотрудниками СФР, налоговых органов, «центробанка» с сообщением о необходимости получить доплату при перерасчете пенсии в связи с неучтенным стажем, возврат переплаты по налогу, выплату к государственному празднику (к дню рождения, к 1 сентября).
Любые социальные, экономические факторы активно используются мошенниками для обмана. Основная цель-выманить персональные и банковские данные, получить доступ к конфиденциальной информации, личному кабинету от портала Госуслуги, вынудить свою жертву самостоятельно расстаться с деньгами.
Поскольку телефонное мошенничество в настоящее время все менее эффективно, подавляющее большинство фейковой информации о соцвыплатах размещается в сети. Например, сообщение в соцсети или мессенджере (чаще-Телеграм) предлагает получить бесплатное консультирование или тест-анкетирование для выявления полагающихся выплат. При этом активно упоминаются «госпрограммы» с ограниченным сроком действия. Ссылка на форму опроса может быть представлена в виде QR-кода, при сканировании которого пользователь попадает в чат-бот в мессенджере. Автоматизированное анкетирование снижает бдительность, поскольку общение с ботом не ассоциируется с мошенническими действиями. Результат опроса, разумеется, покажет массу полагающихся выплат. Далее бот предложит оформить выплаты «не отходя от кассы» через «автоматизированные сервисы государственных органов».
Доверять таким предложениям и «помощи» в оформлении выплат нельзя категорически. Все существующие выплаты можно оформить только через официальную платформу Госуслуги (или ее муниципальный аналог), через МФЦ либо при личном обращении в ведомство.
Нельзя:
- переходить по присланным ссылкам;
-передавать конфиденциальную информацию посторонним (коды из смс и push-уведомлений, логины и пароли, коды безопасности на обороте банковской карты, персональные данные и личную информацию);
- верить информации, которая не подтверждена официально.