Интервью

Интервью с Вадимом Малыком

Быть областным депутатом не только почетно. Эта работа нелегка, поскольку требует огромной ответственности и отнимает много времени и сил. Ее принято разделять на две основные составляющие: законодательную деятельность и работу с населением, чьи интересы и представляет депутат в региональном парламенте. Но если вторая часть избирателям более или менее понятна, то законотворчество народных избранников многим гражданам представляется каким-то эфемерным, неясным, а то и вредным для общества. Многим кажется, что депутаты толком ничего не делают, лишь получают зарплату и нажимают на кнопки при принятии законов.

Депутат Вадим Малык, представляющий в Законодательном собрании Ленинградской области Кировский избирательный округ №9, зарплату в парламенте не получает и бездумно на кнопки не нажимает, потому что привык принимать решения осознанно и самостоятельно. Более того, он предпочитает сам вносить законопроекты, порой опережающие федеральное законодательство. За два с небольшим года Вадим Малык выступил соинициатором или непосредственным инициатором около четырех десятков законопроектов, ставших законами. Такого в практике ЗакСа Ленобласти раньше не было. Прежде большую часть законопроектов вносила в парламент исполнительная власть, но в последние два года процент законотворчества начал резко возрастать в пользу парламентариев. В.Малыка при этом стали называть депутатом, работающим на опережение.

Мы поговорили с Вадимом Витальевичем Малыком о сложностях и важности законотворческого процесса.

 

— Вадим Витальевич, что в вашем понимании значит работать на опережение?

— Это очень высокая планка. Она означает думать и делать быстрее, чем все остальные.

— В том числе и федеральный центр?

— Перефразирую известную поговорку. На центр надейся, а сам не плошай. Для примера могу привести два инициированных мною закона: «О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) в Ленинградской области», принятый в декабре 2018 года, и «О государственной поддержке деятельности студенческих молодежных отрядов в Ленинградской области», принятый также в декабре, но уже 2019-го. Мы приняли эти законы, несмотря на отсутствие федеральных. Из-за этого было много разногласий с исполнительной властью, которая считала, что мы «бежим впереди паровоза» и надо дождаться принятия соответствующих норм на федеральном уровне. Но я убежден, что лучше быть локомотивом, чем прицепным вагоном. Это мое жизненное кредо. Поэтому я не согласился с таким подходом, тем более что первый закон был принят в Год волонтерства, а второй — в год, когда исполнилось шестьдесят лет стройотрядовскому движению. Депутаты меня поддержали.

— То есть эти законы можно назвать своевременными и актуальными?

— О необходимости развития этих движений неоднократно говорил сам Президент РФ Владимир Путин. И мы не стали дожидаться, когда законы будут приняты на федеральном уровне. Проанализировали опыт других субъектов в этом направлении: в регионах уже давно плотно работают с волонтерами и студенческими отрядами, многое делается и у нас в Ленинградской области. Поэтому мы лишь постарались законодательно урегулировать эту работу.

— В конце года вы с губернатором были на подведении итогов работы областного стройотрядовского движения. Наверняка, вы в студенческие годы тоже принимали в нем участие. Что-то изменилось в этом направлении?

— Сегодня стройотрядовцы продолжают славные традиции, заложенные первыми трудармейцами, и участвуют во многих больших стройках нашей страны. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас, как много лет назад, в стройотрядах есть передовая, активная и талантливая молодежь, на которую стоит равняться. Деятельных молодых людей в Ленинградской области очень много, и замечательно, что в нашем регионе вновь начало развиваться и набирать обороты стройотрядовское движение. И нам, органам власти, очень важно поддерживать это желание молодежи работать и приносить пользу своей большой и малой родине. Наша задача — дать ребятам интересную работу и создать для этого все необходимые условия.

— Как вы относитесь к их современному девизу «Труд — крут!»?

— Замечательный девиз! Он совершенно точно подметил ценность и важность их труда.

— Кроме этих законов, за два с небольшим года вы стали соинициатором и непосредственным инициатором около сорока других законопроектов, которые потом были приняты. Понятно, что все их не перечислишь, но какие-то из них вы можете выделить?

— В апреле прошлого года в областной закон «О патриотическом воспитании в Ленинградской области» были внесены важные изменения, главным разработчиком которых стал я. Среди нововведений — создание информационного портала «Патриотическое воспитание в Ленинградской области» и экспертно-консультативного совета при губернаторе области — межотраслевого проектного офиса, в полномочиях которого — планирование и мониторинг проектной деятельности в сфере патриотического воспитания, а также контроль за реализацией межотраслевых проектов в этом направлении. К сожалению, данные нормы закона пока никак не реализуются, и вопрос об этом я поставил на встрече с нашим губернатором в декабре прошлого года. Александр Дрозденко поручил мне совместно с профильным Комитетом по молодежной политике подготовить совещание с участием общественных организаций на тему патриотического воспитания в Ленинградской области. По его мнению, эта работа заформализована, есть много нерешенных проблем. Ориентировочно совещание должно состояться в конце января — начале февраля 2020 года. Надеюсь, оно придаст ускорение этой работе.

— То есть принятие законов ради законов — это не про вас?

— Совершенно точно. Я привык работать на результат. Положительный же результат в законотворчестве может быть достигнут только во взаимодействии с другими депутатами, органами исполнительной и муниципальной власти и с учетом мнения жителей Ленобласти. Как известно, один в поле не воин, да и законопроекты по своей сложности и значимости разные. На подготовку некоторых уходит несколько дней, а другие приходится отстаивать по полгода и больше. Это как раз и касается упомянутых выше трех законов — о добровольчестве, студотрядах и патриотизме. После принятия их в первом чтении были созданы рабочие группы с участием депутатов, представителей правительства и прокуратуры Ленобласти, других структур и общественности. Была проделана огромная совместная работа, но в результате законопроекты стали законами.

— Вы возглавляли все три рабочие группы, а ведь это тоже требует большого количества времени. Как вам, работающему в ЗакСе на общественных началах без отрыва от своей основной деятельности, удается все успевать: вести свой бизнес, разрабатывать огромное количество законопроектов, проводить работу в округе, участвовать в заседаниях постоянных комиссий (вы состоите в трех), пленарных заседаниях, заседаниях консультативных органов при ЗакСе да еще и возглавлять рабочие группы?

— Поначалу было сложно, но я быстро перестроил свой рабочий график и постарался максимально вникнуть в законотворческий процесс. Я вообще к каждому заседанию стараюсь проработать все вопросы, включенные в повестку для обсуждения. Поэтому меня часто удивляет, когда некоторые депутаты спрашивают, о чем тот или иной документ или законопроект.

— Откуда появляются ваши законодательные инициативы? Что служит поводом?

— Законопроекты просто так не рождаются. Некоторые из них подготовлены на основе мониторинга действующего законодательства — я и мои помощники постоянно следим за его изменениями. В основе других проектов законов — актуальные вопросы, которые поднимаются на всех уровнях власти. Но большая часть проектов создается с учетом и мониторинга, и пожеланий граждан.

— К вам обращаются ваши избиратели, чтобы вы выступили с какой-нибудь важной для них законодательной инициативой?

— Конечно! Например, ко мне обратились бывшие несовершеннолетние узники нацистских концлагерей из моего избирательного округа с просьбой внести в федеральный закон «О ветеранах» изменения, которые предоставили бы им право на получение второй государственной пенсии по инвалидности по федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В декабре 2018 года я внес такой законопроект, он был поддержан нашим парламентом и направлен в Госдуму РФ. Однако в 2019-м из Правительства РФ пришло отрицательное заключение, и мне пришлось отозвать проект. Обидно, конечно, причем не столько мне, как инициатору, сколько самим бывшим узникам, ведь для них война стала тяжелым испытанием, причинив этим людям невосполнимые моральные и физические потери. Многие из них прошли через принудительное донорство или рабский труд, но, по мнению Правительства РФ, раз им не пришлось стать непосредственными участниками военных действий, то они не могут претендовать на вторую пенсию.

— С подобной инициативой в Госдуму обращались и другие регионы, например, депутаты Санкт-Петербурга. Ответ был тот же. Значит, теперь этот вопрос можно считать закрытым?

— Не для меня. Я готовлю соответствующее обращение на федеральный уровень, а также законопроект, который предусматривает некоторые региональные льготы для этих граждан.

— Известно, что Совет депутатов Кировского района также попросил выступить с законодательной инициативой о присвоении почетного звания «Район воинской доблести».

— Да, депутаты обратились с такой просьбой ко мне, Михаилу Коломыцеву и Ивану Хабарову, потому что мы представляем в областном парламенте Кировский район, а он, как известно, богат своим историческим прошлым. Законопроект был подготовлен и в конце декабря прошлого года внесен в Законодательное собрание.

— За какие заслуги предполагается присваивать это почетное звание?

— Оно будет присваиваться тем муниципальным районам Ленинградской области, где в годы Великой Отечественной войны проходили ожесточенные сражения, в ходе которых защитники Родины проявили мужество, стойкость и героизм. Да и вообще про всю Ленинградскую область можно сказать, что она внесла огромный вклад в разгром фашистских захватчиков. Ее жители вместе с ленинградцами строили оборонительный Лужский рубеж, сдерживали врага на Невском пятачке и Ораниенбаумском плацдарме, шли в смертельный бой под Тихвином, Волховом, Любанью. Наши земляки охраняли Дорогу жизни, вели партизанские обозы с хлебом в осажденный Ленинград. Следовало бы и на федеральном уровне предусмотреть соответствующее почетное звание для таких областей, как наша.

— Вот вам и еще один повод для федеральной законодательной инициативы! 2020-й в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне объявлен Президентом РФ Годом памяти и славы. Вы как депутат, идущий в ногу со временем, планируете вносить законопроекты, касающиеся этой тематики?

— Об инициативе по узникам концлагерей я уже говорил. Кроме того, на днях я внес законопроект «Об установлении случаев, при которых не взимается плата за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации и содержащихся в них сведений», предлагающий освободить от такой платы некоторые категории граждан, постоянно проживающих на территории Ленинградской области. В список включены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Предлагаемое освобождение от возможных денежных трат в такой знаменательный год станет для них дополнительной социальной защитой. Предусмотренная в законопроекте мера позволит гражданам осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на принадлежащее им недвижимое имущество с меньшими финансовыми затратами.

— А как это оценить в денежном выражении?

— За период с января по ноябрь прошлого года ГУП «Леноблинвентаризация» выданы копии учетно-технической документации, а также предоставлены содержащиеся в них сведения по 48 216 заявкам, из них за плату — по 11 860 заявкам на общую сумму 26 млн 471 тыс. рублей, что в среднем составило 2231 рубль за одну заявку. Для указанной категории граждан это очень существенная сумма.

К тематике Года памяти и славы можно отнести еще один важный законопроект, соинициатором которого я являюсь, — «О детях Великой Отечественной войны, проживающих в Ленинградской области, и о внесении изменений в некоторые областные законы». Он был принят в первом чтении в декабре прошлого года и направлен на признание лишений граждан, которые были детьми в период Великой Отечественной войны, и их вклада в Великую Победу, а также установление мер социальной поддержки для таких лиц. В этом году работа над проектом продолжится.

— Какие законопроекты у вас еще в работе?

— Инициированный лично мною проект закона «О правовом информировании и правовом просвещении на территории Ленинградской области». Сейчас создана рабочая группа для его доработки ко второму чтению.

— В чем суть этого проекта? Насколько он важен для простого гражданина?

— Сегодня в России 35% многодетных семей не пользуются социальными льготами, предусмотренными для них законом. Об этом свидетельствуют последние данные опроса Общественной палаты Российской Федерации «Семейная политика: меры поддержки глазами семей». Согласно опубликованным данным, самыми «неизвестными» льготами оказались налоговые послабления на транспорт и землю, путевки в оздоровительные лагеря и подарки для детей из многодетных семей. Кроме того, россияне с детьми также могут ежемесячно бесплатно посетить музей, парк культуры и отдыха или получить возврат денег за свой досуг. Социальные послабления также распространяются на посещение бассейнов, спорткомплексов и театров. Слабую осведомленность россияне продемонстрировали и в вопросе обеспечения специальным пособием детей родителей-инвалидов — о нем не знали 53% таких семей. Из числа опрошенных этой возможностью пользуются лишь 18%. По мнению Министерства труда и социальной защиты РФ, одной из главных причин неэффективности льгот многодетным семьям в нашей стране является недостаток просвещения по этому вопросу. Законопроект предлагает восполнить существующие пробелы и определить порядок правового информирования и правового просвещения граждан на территории Ленобласти.

— Кстати, что касается многодетных семей. В декабре прошлого года был принят закон, который предоставляет родителям, имеющим трех и более детей, выбор между получением земельного участка в собственность по действующему областному закону и земельного капитала. Инициаторами закона выступили губернатор и группа депутатов. Но, как известно, вы на несколько дней раньше внесли в парламент аналогичную законодательную инициативу.

— Похожи они лишь в том, что оба предоставляют многодетным семьям право выбора. Только в моем законопроекте предусматривалось получение не земельного сертификата, а единовременной денежной выплаты. И целевое назначение ЕДВ предлагалось гораздо шире. Это могла быть частичная оплата стоимости жилого помещения по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке жилья; уплата первоначального взноса, погашение основной суммы долга и (или) уплата процентов по кредитам (займам), в том числе ипотечным; оплата стоимости жилого помещения или его части при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома; а также уплата паевого взноса в жилищных накопительных или жилищно-строительных (жилищных) кооперативах. Аналогичное право многодетным предоставлено во многих регионах. При подготовке своего законопроекта я именно этим и руководствовался.

— Почему вы отозвали свой законопроект?

— Я отозвал его не потому, что он был хуже. Юристы в своем заключении отметили, что в первом чтении он может быть принят. Дело в другом. Во-первых, как я уже говорил, один в поле не воин, а тут столько инициаторов во главе с губернатором. Силы, на мой взгляд, неравные. Во-вторых, они в СМИ уже обозначили, что планируется принять их законопроект. Я же заранее нигде свою инициативу не анонсировал. Но в целом справедливо, что у многодетных семей появилось право выбирать, где приобретать земельный участок.

— Да уж, не просто писать законы… Успехов вам в вашей законотворческой деятельности на благо жителей Ленинградской области!

— Большое спасибо! Буду стараться.

Беседовала Ольга Курганская

Вернуться к списку интервью