История

Уплыли денежки!..

Случается, что доступ к банковскому счету оказывается в чужих руках. Прежде всего это может произойти из-за кражи или утери банковской карты. Мы не сразу обнаруживаем пропажу и нередко только сообщение о совершенных платежах позволяет понять, что карта в руках злоумышленника. Как могло случиться, что при использовании карты без знания пин-кода оплата прошла успешно, можно ли вернуть деньги и как себя обезопасить рассказывает эксперт проекта моифинансы.рф Ольга Дайнеко.

Секретный код
В ряде случаев пин-код для оплаты действительно не требуется. При бесконтактной оплате картой покупок или услуг до 1000 рублей через платежный терминал (POS-терминал/эквайринговый терминал) введение пин-кода не требуется. Такими привычными уже нам всем терминалами оборудовано большинство торговых точек (от маленьких магазинчиков и супермаркетов до досуговых центров и религиозных учреждений). Однако бывает, что без дополнительного введения пин-кода проходит оплата и более крупных приобретений. Ряд платежных устройств позволяют оплатить сумму до 3000 рублей, всего лишь приложив карту.
Порог для обязательного использования пин-кода устанавливается платежной системой и носит рекомендательный характер. Например, у платежных систем «Мир» и Visa максимальный порог — 3000 рублей. Банк-эквайер (который обслуживает отдельно взятую точку продаж) вправе устанавливать свой лимит в рамках рекомендованного порога, поэтому в разных местах требования по сумме с запросом пин-кода могут различаться.

Инструкция на случай ЧП
Если по банковской карте отобразились расходные операции или попытки их совершить (оплата в торговой точке или в интернет-магазине), нужно действовать максимально быстро. Прежде всего следует заблокировать карту (через банковское приложение; через звонок в банк по номеру горячей линии, указанному на официальном сайте финансовой организации; через чат мобильного банковского приложения или лично в офисе банка). В течение 24 часов необходимо сообщить в банк о случившемся и о том, что данную покупку вы не совершали, и написать заявление о возврате списанных средств. Также следует обратиться в полицию по факту кражи денежных средств.

Вернёт ли банк деньги?
Возможность возврата денег будет зависеть от того, были ли данные карты скомпрометированы (переданы третьим лицам) и действительно ли операция была совершена без участия клиента.
Банк по заявлению клиента инициирует расследование: оценит место и характер платежей, способ оплаты и был ли использован пин-код или одноразовый пароль из смс. Каждая ситуация решается индивидуально.
Если держателю карты удастся доказать, что средства были потрачены без его участия, а обращение в банк было подано вовремя (в течение 24 часов) деньги возвратят. Доказать неучастие в оплате с карты можно как записями с видеокамер в точках продаж, так и доказательствами присутствия в момент оплаты в другом месте.
Если при использовании карты злоумышленником был использован пин-код, одноразовый пароль из смс или через мобильное приложение клиента считан QR-код для оплаты, в возврате с большой вероятностью будет отказано.
Финансовая организация обязана вернуть деньги только в следующих случаях:
• банк не уведомил клиента о списании средств;
• банк не обеспечил безопасность счетов и переводов;
• банк провел транзакцию уже после сообщения клиента о краже пластика;
• банк не приостановил операцию с признаками нарушения закона;
• банком была допущена техническая ошибка.

Правила финансовой безопасности
Чтобы снизить ущерб при краже денег, нужно руководствоваться простыми правилами. Прежде всего — внимательно контролировать операции по счету и читать все информационные сообщения из банка. При нестабильном онлайн-соединении push-уведомления могут запаздывать, поэтому в ряде случаев удобнее использовать СМС-информирование.
Можно также в банковском приложении можно установить дневной лимит на расходные операции. Это не позволит злоумышленнику потратить больше лимита.
Кроме того, большинство современных банковских карт поддерживает протокол 3D-secure (функция, позволяющая требовать дополнительное подтверждение расходной операции). О возможности и способе подключения этой функции нужно узнавать в банке, выпустившем карту. Особенно это актуально при оплате через Интернет. Когда для совершения платежа будет недостаточно только самого пластика и кода безопасности с ее оборотной стороны — потребуется ввести одноразовый пароль из смс.
И, конечно же, нельзя хранить карту в чехле мобильного телефона, нельзя держать пин-код вместе с картой. Всё это повышает риск кражи средств со счета при утрате карты совместно с пин-кодом или девайсом. И никогда никому не передавайте сообщения из банковских уведомлений, пин-код, коды безопасности (CVC/CVV) и иную персональную и банковскую информацию.
Тщательно проверяйте все сообщения о списании денег со счета, блокировке карты. Возможно, это мошенники, маскирующиеся под сотрудников финансового учреждения. Нужно помнить, что банк никогда не запрашивает коды/пароли и не требует перевести средства на другой счет.

По материалам моифинансы.рф
Фото с сайта: ru.freepik.com 

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.