Уважаемые читатели! В рубрике «Записки путешественника» мы с вами изучаем наш регион вместе с автором серии путеводителей «Золотое кольцо» Ленобласти» Сергеем Сковпневым.
Для поездок в реальности мы пользуемся доступной для всех системой электропоездов, по пути шелестим подшивками старых газет, рассматриваем фотографии и старинные открытки, найденные краеведом в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, библиотеке Российской академии наук и Российской национальной библиотеке, и посещаем различные официальные и народные музеи там, где они есть. Мы уже погуляли по Всеволожску, побывали на Румболовской горе, посетили усадьбу Приютино, а теперь давайте узнаем о судьбе усадьбы Ириновка.
Ириновка — усадьба стекольных и торфяных королей
Нынешняя деревня Ириновка не слишком известна даже во Всеволожском районе. Так, еще один населенный пункт вдоль Дороги жизни. Однако если присмотреться, то даже в обычной, на первый взгляд, деревеньке можно найти много интересного.
Происхождение топонима Ириновка точно не известно. По одной из версий, он возник от якобы стоявшей в деревне до постройки церкви часовни святой великомученицы Ирины. По другой, барон И.Ю. Фредерикс дал название деревне в честь жены Ирины (Регины) Захарьевны.
ВРЕМЯ СТЕКОЛЬНЫХ КОРОЛЕЙ
Здешние места раньше именовались Марисельской мызой. Вместе с ближайшими деревнями в середине XVIII века она была пожалована Елизаветой Петровной Марфе Сахаровой, вдове подполковника. В 1773 году мызу приобрел барон Иван (Иоганн) Юрьевич Фредерикс. При нем здесь был построен стекольный завод, выпускавший оконное стекло и стеклянную посуду. В 1798 году владельцем мызы стал надворный советник С.Я. Поскочин. Сергей Яковлевич проявил себя предприимчивым и справедливым хозяином. При нем стекольный завод начал выпускать фаянсовые изделия. Население деревень увеличилось в четыре раза.
ДРУЖНОЕ СЕМЕЙСТВО
В 1842 году владелицей Ириновки стала Софья Александровна Голенищева-Кутузова, которая в 1851-м продала ее Л.Ф. Корфу, женатому на родной сестре ее мужа Марии Павловне. Леопольд Фёдорович — потомок древнего курляндского рода Корфов, которым в XVI веке был дарован баронский титул. Корфы перестроили усадьбу, построенную бароном И.Ю. Фредериксом, увеличили ее площадь до 12 десятин и создали прекрасный пейзажный парк, элементы которого (старый-престарый дуб, липовую аллею и др.) можно увидеть и в наши дни. В 1956 году была построена деревянная церковь Преображения Господня, но она сгорела в 1870 году. Через девять лет Корфы возвели уже каменную Преображенскую церковь. В 1880 году вся территория поместья была разделена между наследниками барона — его детьми. Но усадьбой в Ириновке пользовались все члены семьи.
ТОРФЯНОЙ БУМ
Самое знаменательное участие в развитии Ириновки сыграл Павел Леопольдович Корф, занявшись разработкой торфяных залежей и организовав прокладку железной дороги. В 1892 году в Ириновку пришел первый поезд. Возможность быстрого сообщения со столицей послужила причиной широкого развития предприятий и строительства дачных поселков в Ириновском направлении. Итогом предпринимательской деятельности Павла Владимировича Корфа стало строительство торфобрикетного завода на станции Торфяная (Рахья), реконструкция стекольного завода на дороге, соединяющей Ириновку и Ваганову, учреждение Шлиссельбургского промышленного общества и другие воплощенные в реальность проекты. В 1902 году П.Л. Корф взял ссуду в 220 500 рублей и начал на эти средства строить новый каменный усадебный дом. Архитектором строгого и лаконичного здания стал И.С. Китнер, создавший в свое время проект торфобрикетного завода. В отличие от старой усадьбы, которая пришла в запустение, здание Китнера из желтого английского глазурованого кирпича великолепно сохранилось до наших дней. Цоколь выложен из крупных каменных блоков и придает всей усадьбе монументальность и устойчивость. Сейчас бывшая усадьба используется в качестве медицинского учреждения — здесь размещено отделение реабилитации Всеволожской районной больницы (Ириновка, Берёзовая улица). К 1905 году в Ириновке были торфяные промыслы, торфобрикетный, кирпичный, химический и два стекольных завода. Имелась конно-почтовая станция на четыре лошади. Обслуживался маршрут до Рябова (18 верст). Содержал станцию В.Егоров. Плата была — 3 копейки с версты и лошади.
ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ
Стекольный и химический заводы Ириновского промышленного общества закрылись в 1911 году, но торфяные разработки и брикетный завод продолжали действовать. А вот Преображенскую церковь постигла печальная участь. После революции здание церкви использовалось под самые различные бытовые и промышленные нужды, а в 1950-е годы Преображенскую церковь снесли вместе с могилами Корфов, которые были владельцами усадьбы на протяжении более шестидесяти лет. Зато можно испить чистой ключевой воды, богатой ионами серебра, из колодца у бывшего дома управляющего имением; погулять по тенистым липовым аллеям шикарного пейзажного парка и прикоснуться рукой к стволу могучего раскидистого дуба — памятника живой природы. В 2013 году вдоль дорожки, ведущей к уникальному дубу, высадили молодые дубочки.
Сергей Сковпнев, фото автора
Дуб, сохранившийся от пейзажного парка барона И.Ю. Фредерикса. Признан памятником живой природы всероссийского значения. В годы Великой Отечественной войны под ним отдыхали пациенты близлежащего военного госпиталя, располагавшегося в бывшем доме баронов Корфов. Возраст дерева — 195 лет. Обхват ствола — около 7 метров, высота — около 18