Новости Отрадного

Уроки рисования для взрослых в Отрадном

Татьяна Витальевна Ярченко — яркий представитель мира творчества. Она не любит говорить о себе, но готова часами рассказывать о своем любимом деле — изобразительном искусстве. Наша героиня окончила Ивановское художественное училище, является членом Московского союза художников и практически не расстается с красками и мольбертом. Двадцать лет назад Татьяна Витальевна начала преподавать живопись для взрослых. Сначала работала в Тосно, где вела уроки при храме, потом, переехав в Никольское, открыла там учебный центр в церкви. Год назад повезло и нашему городу — при воскресной школе храма святого Иоанна Милостивого появилась арт-студия «Отрада», где Т.Ярченко каждое воскресение дает трехчасовые занятия.

Я пришла к Татьяне Витальевне в студию и сразу же окунулась в рабочий процесс. Еще не дойдя до кабинета, услышала ее по-девичьему звонкий голос: «Посмотри! Почему собачка на картинке такая хорошенькая? Потому что у нее голова больше тела. Видишь? Если чуть-чуть подправишь, то она у тебя будет такая милашка! Спасибо тебе огромное, на твоем примере мы разобрали и вспомнили правило горизонтали и вертикали. Я всегда призываю к тому, чтобы вы не боялись делать ошибки. Благодаря им мы узнаем что-то новое!»

При виде меня Т. Ярченко улыбнулась и сразу, даже не представившись, начала говорить о своих талантливых учениках и их работах. Спохватилась лишь через некоторое время:

— Кстати, меня зовут Татьяна Витальевна, извините, всегда забываю… Слишком сосредоточена на учениках и творчестве. В голове столько мыслей и идей! Их хочется поскорее передать! Я беру в студию всех взрослых, в том числе и без какого-либо опыта. Вы знаете, какие самородки иногда встречаются? У меня в Тосно два ученика, которым я делала персональные выставки и даже сама купила несколько картин. Сын, посмотрев на их работы в стиле фовизма и примитивизма, тоже пополнил свою коллекцию. Моя задача — не «задушить» такие таланты академизмом, помочь им раскрыться. Сейчас помимо основной работы я запустила проект «Онлайн-академия живописи и графики» для профессиональных художников, желающих повысить свою квалификацию.

— Много ли художников в России? Это прибыльная профессия? — спрашиваю я.

— Знаете, в какой-то момент чаша весов в нашей стране склонилась к физкультуре и спорту, а искусство ушло на второй план. У меня душа болела — мы теряли культуру! Но сейчас наступило время, когда возможность познать мир картин стала доступной для простого человека.

Что касается прибыльности профессии, скажу честно: художники в России выживают в основном за счет преподавания. Арт-продажи в нашей стране очень низкие, неплохо покупают только импрессионизм и реализм, переходящий в китч. Те, кому удается продавать работы за рубеж, или те, кто вообще уехал, живут гораздо лучше. Более-менее востребованы, так сказать, гибкие художники. Например, когда перестали продаваться пейзажи, я взялась за «популярные» портреты в стиле арт. Хотя некоторые заказы все-таки приходится отсеивать, потому что мне стыдно ставить свою подпись на том, что не нравится писать. Наши академисты сейчас все продаются в Китай за бесценок. Классическая живопись в России не котируется — ее здесь покупают лишь редкие меценаты, а китайцев она очень вдохновляет. Вообще, мой учитель говорил: «Пиши, как Шишкин. Всегда будет на хлеб с маслом».

— А какой стиль вам по душе?

— Я люблю импрессионизм. Недавно копировала Ван Гога и осталась в восторге от его колористики и образов. Через копии узнается художник, поэтому советую копировать классику. Сейчас я пытаюсь договориться с Эрмитажем, чтобы мне с учениками разрешили копировать там картины. Рисуя картины знаменитых художников, словно видишь их душу. Важно, что собственный стиль после копирования не пропадает, а лишь дополняется и совершенствуется.

Во время нашей беседы Т. Ярченко периодически отвлекается на своих подопечных. Помогая им довести полотна до совершенства, она объясняет нюансы нанесения красок:

— Забейте это охрой сверху, чтобы оно у вас не розовило! Видите, всё равно кармин вылезает — цвет плохо перекрывается. У нас вообще самый любимый инструмент — тряпочка. Иногда подотрешь — и ничего сверху накладывать не нужно. Но это не тот случай… А знаете, — вдруг поворачивается ко мне Татьяна Витальевна, — какое уважение зарабатывают к себе мои ученики в их семьях? У нас бабушки и мамы становятся объектами восхищения!

— Это правда! — подтверждает девушка, работающая над осенним пейзажем. — Мой муж, когда увидел мою первую работу, был очень удивлен. Не ожидал, что я могу так красиво писать!

— Дальше будет еще лучше — начнет хвалиться и заказывать полотна у любимой жены! — смеется Татьяна Витальевна. — А вообще, женщине-художнику гораздо сложнее. Десять лет моей творческой жизни были почти потеряны, так как надо было поднимать двоих детей. Спасибо моему супругу за понимание! Он давал мне возможность заниматься любимым делом.

— Татьяна Витальевна, посмотрите, пожалуйста! Получилось исправить? — вклинивается одна из учениц.

Учитель тут же объясняет ей, где следует доработать полотно.

— У вас очень красиво получается! — восхищаюсь я работой этой девушки.

— Это мое второе занятие. Думала, буду долго вникать в базовые знания, но наставник дала эскиз и сказала: «Рисуй!» И у меня сразу начало получаться! В прошлый раз я была с дочкой, а сегодня пришла с сыном. Он не очень любит рисовать, но Татьяна Витальевна в восторге от его наброска подводного мира. Может быть, теперь он по-другому посмотрит на рисование?..

— Татьяна Витальевна, а что вы думаете о современных тенденциях в искусстве? — возвращаюсь я к разговору.

— Когда люди в нашей стране начнут разбираться в живописи — всем станет легче жить. Недавно на выставке в Тосно я услышала, как один мужчина сказал: «И это искусство? Десятилетний так нарисует!» Обычно я сдерживаюсь, но тут ответила: «Знаете, у меня профильное образование и огромный опыт, но я никогда такую картину не смогу нарисовать!» Кстати, одна мамочка попросила написать картину, будто бы это ее восьмилетняя дочь сделала. И это оказалось очень сложно! У меня все-таки не совсем получилось, хотя я очень старалась.

— У вас на уроках такая магическая атмосфера! Тишина, спокойствие…

— Мои курсы не зря называются арт-терапией. Мы пишем, чтобы было в радость нам самим, нашим друзьям, родным… Конечно, работы моих учеников отличаются от классической школы живописи. Иногда мы добавляем в пейзажи более яркие краски, чем в реальности, чтобы картина стала жизнерадостней. Такие полотна заряжают положительной энергией! Рисование — это абсолютный релакс. Мы настолько погружаемся в себя и творчество, что не слышим ничего вокруг. Всем советую!

Полина Корсунская

Фото автора

Вернуться к списку новостей