Новости Отрадного

АКТУАЛЬНЫЙ АРТ-ПРОЦЕСС

Где насладиться искусством в Северной столице

 

ЕГИПТОМАНИЯ

К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном

до 9 апреля

Эрмитаж, Зимний дворец (Дворцовая пл., 2), с 11:00 до 18:00, по вторникам, пятницам и субботам до 20:00, выходной — понедельник. Вход по билетам.

 

Выставка знакомит с любопытным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику египтомания невероятно продолжительна — ее корни уходят в античные Грецию и Рим, а элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах ее истории. К тому же эта мания охватывает различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже предметы быта. И именно в недрах египтомании сформировалась научная египтология! На выставке собраны экспонаты не только из Эрмитажа, но и из многих других российских музеев, библиотек и университетов. В Аванзале и Николаевском зале представлено более семисот памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Часть выставки демонстрирует влияние египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга, самого «египетского» города России.

Один из разделов экспозиции посвящен египетскому походу Наполеона Бонапарта, когда французами была собрана целая коллекция древностей, включая Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском и греческом языках. Этот артефакт стал предпосылкой к дешифровке иероглифики, в чем ключевую роль сыграл профессор Жан-Франсуа Шампольон. История этого великого открытия рассказывается центральным разделом экспозиции.

 

РУССКИЙ ЭПОС В КАМНЕ

до 15 ноября

Музей Фаберже (наб. реки Фонтанки, 21), ежедневно с 10.00 до 20.45. Вход по билетам.

 

На выставке представлены произведения современных уральских камнерезов, мастеров двух крупнейших предприятий Екатеринбурга, работающих над созданием художественных произведений из цветного камня, — «Камнерезного дома Алексея Антонова» и студии камнерезного искусства «Святогор». Большая часть работ выполнена в технике объемной мозаики. Сюжеты, вдохновившие художников, связаны с русской историей и преданиями, воплощенными в былинах и сказках. Герои камнерезных композиций — князья и богатыри, персонажи сказок и народные типы. Собранные вместе, они рассказывают о традиционной русской культуре и ее простых и вечных ценностях: добре и красоте, мужестве и любви.

Традиции художественной обработки цветного камня существуют на Урале уже три сотни лет. Их корни уходят в эпоху реформ Петра I, когда важнейшие аспекты развития российского общества оказались переплетенными с наукой, промышленностью и искусством Западной Европы. Мастерство уральских камнерезов принесло им европейскую славу и признание в XIX веке. Данная выставка подтверждает преемственность многовековой традиции.

 

МИХАИЛ МАХАЕВ: НАРИСОВАВШИЙ ПЕТЕРБУРГ

до 16 января

Русский музей, Михайловский замок (Садовая ул., 2), с 10:00 до 18:00, по четвергам с 13:00 до 21:00, выходной — вторник. Вход по билетам.

 

Парадный облик Петербурга середины XVIII века известен нам исключительно по зарисовкам Михаила Ивановича Махаева (1717–1770), крупнейшего мастера видового рисунка того времени.

Создание серий большеформатных гравюр с видами Петербурга являлось важным государственным проектом. Исполненные Махаевым с натуры городские пейзажи легли в основу этих гравюр, над которыми трудились лучшие столичные мастера, чтобы запечатлеть идеальный образ центра империи — совершенного города, основанного на землях, завоеванных Петром I, и отстроенного его дочерью Елизаветой.

В экспозиции представлено около ста произведений из собрания Русского музея: рисунки М.И. Махаева; гравюры и живопись, исполненные по его рисункам русскими и западноевропейскими художниками; гравированные медные доски, с которых печатались виды Петербурга в середине XVIII века.

 

ПОДПИСИ ПОД ФОТО:

1          Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. А.Греков по рисунку М.Махаева. 1753 г.

2          Вид реки Фонтанки и Грота в Летнем саду. Г.Качалов по рисунку М.Махаева. 1753 г.

3          Дворец А.Меншикова в Ораниенбауме. М.Махаев. Тушь, перо, кисть. 1750-е

 

«ПРОСТРАНСТВО СТРАНСТВИЙ» ГЕЛИ ПИСАРЕВОЙ

до 13 ноября

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (наб. канала Грибоедова, 103); с 12:00 до 20:00, по средам с 14:00 до 21:00, выходной — понедельник. Вход по билетам.

 

Скульптор, живописец, график, член творческого объединения «Озерки — Деревня художников», Геля Писарева (род. в 1933-м) принадлежит к старшему поколению художников, чей творческий путь насчитывает не одно десятилетие. Ее работы полны гармонии, уходящей корнями одновременно в древнерусское искусство и достижения русского авангарда 1920-х годов.

Все виды художественного творчества Писаревой взаимосвязаны. Скульптуры «дышат» цветом, живопись и графика необыкновенно пластически объемны. Работая с деревом, автор применяет минимум технических средств, предоставляя природе самой «творить» и порой легко и смело внося своеобразный игровой момент, в результате чего рождаются совершенно неожиданные композиции или даже многоярусные произведения.

Образы Писаревой определенны и убедительны, в основном они принадлежит женщинам либо так или иначе связаны с женской темой. Однако даже бытовые сюжеты оказываются глубоко метафоричными, трактуются как некое священнодействие. Таким образом художник создает реальность, в которой человеческое плотно сплетается с божественным.

 

С АННОЙ ШТЕЙНМАН «БОЛЬНО НЕ БУДЕТ»

до 13 ноября

Галерея Аванграда/ДокАрт (Васильевский остров, Уральская ул., 2, стр. 1), с четверга по воскресенье с 11:00 до 19:00. Вход по билетам.

 

Персональная выставка Анны Штейнман — тематический проект, представляющий новые работы автора, призванные не услаждать глаз, но будоражить сознание, порой даже пугать, заставляя задуматься о жизни, смерти и той реальности, в которой мы существуем прямо сейчас.

Вдохновляющим моментом, спусковым механизмом для создания этой серии полотен, инсталляций и предметов одежды послужила пандемия вкупе с масштабной мировой компанией, развернувшейся на фоне распространения коронавируса по планете и ставшей, по мнению художника, значимым явлением для человечества в целом.

Анна Штейнман использует опыт глобального пандемического синдрома и актуализирует его в пластике художественного языка, рассуждая о значимости и величии профессии врача; об ответственности, за которую доктора часто расплачиваются собственным здоровьем; о том, что врачом не всегда становятся по призванию; о сложных социальных процессах, в которые медики нередко оказываются вовлеченными; о системе взаимодействия «врач — пациент» и корреляции физической и душевной боли.

 

ОСТАНОВИТЕ У ПАМЯТНИКА!

до 20 ноября

Музей городской скульптуры, Новый выставочный зал (Чернорецкий пер., 2), с 12:00 до 19:00, выходные — четверг, пятница. Вход по билетам.

 

Интерактивная выставка для ребят 7–15 лет, специальный проект фестиваля «Детские дни-2022».

Главная мысль выставки «Остановите у памятника»: у каждого человека, будь он петербуржец в нескольких поколениях или турист, который провел в городе один день, — свой Петербург, своя коллекция городских впечатлений и объектов. Поэтому экспозиция состоит из двух частей. Одна представляет городские памятники своеобразными свидетелями жизни в Северной Венеции, которым драматург Элина Петрова и художник Любовь Макарова дали шанс «поделиться их мыслями» и рассказать о том, что они «видят» вокруг. Для ребят разных возрастов придуманы вопросы и игровые задания, связанные с памятниками, представленными в этой части экспозиции.

Другая половина выставки представляет собой большую аудио-предметную инсталляцию в автобусе 1987 года выпуска, который приехал во двор музея и «привез» пассажиров, каждый из которых готов рассказать свою историю любому, кто окажется рядом. Среди попутчиков — коллекционер и риелтор, машинист метро и композитор, ресторатор и поэт… Из их коротких рассказов можно узнать много интересного, при помощи оставленных на сидениях автобуса вещей — установить профессии, а в окнах над сиденьями — увидеть, каким маршрутом ездит по городу тот или иной пассажир.

Выйдя из автобуса, каждый посетитель выставки может поделиться своим видением Петербурга — для этого на «остановке» есть стикеры и «доска объявлений».

 

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

К 165-летию со дня рождения художника. 220 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи и частных собраний. Шедевры и малоизвестные работы.

до 14 ноября

Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2), с 10:00 до 18:00, по четвергам с 13:00 до 21:00, выходной — вторник. Вход по билетам.

 

ДОРОГАМИ СЕВЕРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Акварели, рисунки и плакаты Олега Почтенного (1927–1997) с изображением заповедной природы, старинных поселений по берегам северных рек и натюрмортов с произведениями народного искусства.

до 14 ноября

Русский музей, Восточный павильон Михайловского замка (Инженерная ул., 10), с 10:00 до 18:00, по субботам до 17:00, выходной — воскресенье. Вход по билетам.

 

МЕБЕЛЬ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

Мебель для сидения XVIII–XX веков от скамей и сундуков до стульев и кресел, а также изображения этой мебели в работах Ю.Васнецова, О.Кипренского, Б.Кустодиева, А.Остроумовой-Лебедевой и др.

до 9 января

Русский музей, Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1), с 10:00 до 18:00, по четвергам с 13:00 до 21:00, выходной — вторник. Вход по билетам.

 

ЛЕОНИД КОЛИБАБА

Скульптура и графика участника объединения «Озерки — Деревня художников» на темы, связанные с бытием человека от рождения до смерти и затрагивающие вопросы истории, войны, власти и веры.

до 16 января

Русский музей, Строгановский дворец (Невский пр., 17), с 10:00 до 18:00, по четвергам с 13:00 до 21:00, выходной — вторник. Вход по билетам.

 

ОБАЯНИЕ АРХАИКИ

Скульптура и графика Михаила Ершова, мастера женских фигур, тяготеющих к формам далеких исторических эпох. Лаконичные, монументальные вещи, поражающие заточенной в них энергией.

до 13 ноября

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (СПб, наб. канала Грибоедова, 103); с 12:00 до 20:00, по средам с 14:00 до 21:00, выходной — понедельник. Вход по билетам.

 

МЕСТО РОЖДЕНИЯ: КНИГА

Иллюстрации Елены Эргардт к произведениям классиков детской литературы К.Чуковского, С.Сахарнова, М.Яснова, В.Воскобойникова, Г.Тумаринсона, Н.Боровкова, В.Лейкина и др.

с 15 по 27 ноября

Санкт-Петербургский союз художников, 1-й этаж (Б.Морская ул., 38), с 12:00 до 19:00, выходной — понедельник. Вход по билетам.

 

ОТ ПЕГАСА ДО АЛ-БУРАКА

Выставка посвящена роли лошади в жизни человека и образу животного в религиях, мифах и легендах. В экспозиции: фрагменты античных рельефов, монеты, иконы, лубок, ткани, живопись, графика и др.

до 28 ноября

Музей истории религии (Почтамтская ул., 14), с 10:00 до 17:30, по вторникам с 13:00 до 20:30, выходной — среда. Вход по билетам (15 ноября бесплатно).

 

ЗООАРТ

IX Фестиваль современного анималистического искусства. Работы в разных жанрах и техниках, посвященные взаимодействию человека и животных, охране окружающей среды и ее обитателей.

с 26 ноября по 12 декабря

Музей городской скульптуры, Новый выставочный зал (Чернорецкий пер., 2), с 12:00 до 19:00, выходные — четверг, пятница. Вход по билетам. Можно с животными!

Подготовила Жанна Мозговая

Фото: автора, с сайтов перечисленных выставочных организаций, В.Борисова, Г.Кожемяченко, С.Смазновой

Вернуться к списку новостей