Новости Отрадного

Доступность вне зависимости от особенностей

По данным Всероссийского общества слепых, в России насчитывается примерно сто три тысячи тотально незрячих людей. Россияне с инвалидностью по зрению активно осваивают интернет-ресурсы, посредством которых можно заказывать товары, обучаться и работать удаленно. Важными навыками являются оформление документов на сайтах государственных структур, использование финансовых сервисов для проведения оплат в режиме онлайн и т.п.

Самоизоляция кардинально изменила привычный образ жизни многих, став определенным вызовом обществу, и в то же время открыла массу возможностей для развития новых навыков и самореализации. Мир изменился, а новые технологии всегда должны соответствовать требованиям времени. Удобны ли они для использования незрячими — решено было выяснить в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд».

Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с инклюзивным проектом Everland, чьей сферой деятельности является трудоустройство людей с разными видами инвалидности, с декабря 2019-го по апрель 2020 года исследовал доступность для людей со слепотой сайтов и мобильных приложений семидесяти восьми организаций из пятнадцати сфер услуг — всего более двухсот онлайн-сервисов. Результаты оказались неутешительными: только семь из проверенных организаций могут похвастаться стопроцентной доступностью своего сайта или мобильного приложения для инвалидов по зрению. Проведенный анализ онлайн-сервисов показал, что при разработке сайтов и приложений необходимо учитывать потребности и таких пользователей. Наиболее доступными были признаны сайты и мобильные приложения государственных органов (в частности портал «Госуслуги»), крупных российских аэропортов и компаний-провайдеров мобильной связи и Интернета.

На этом фоне хорошей новостью поделились специалисты Сбербанка: впервые за последние семь лет компания обновила свою браузерную версию. 13 апреля 2020 года один из самых популярных банков сообщил о выходе масштабного обновления, в котором адаптировал веб-версию своего интернет-банкинга для незрячих и слабовидящих клиентов. Теперь они могут проводить основные финансовые операции посредством не только смартфона, но также компьютера и ноутбука.

В процессе адаптации была усилена контрастность цветовой палитры, к графическим элементам добавлена текстовая информация, значительно упрощена навигация. При использовании веб-версии незрячие и слабовидящие клиенты могут применять скринридеры — специальные голосовые программы, которые зачитывают пользователю информацию с экрана приложения или веб-страницы и предоставляют ему удобный функционал по навигации.

На всех этапах разработки новой версии Сбербанка Онлайн проводились тестирования с участием незрячих экспертов. «Мы тщательно проанализировали потребности наших клиентов с особенностями зрения и при адаптации сайта исходили из того, что у них должна быть возможность пользоваться всем содержимым этого ресурса. При этом доступ к сайту следовало максимально упростить», — пояснил вице-президент — директор по маркетингу в департаменте маркетинга и коммуникаций Сбербанка Владислав Крейнин, добавив, что работа в этом направлении будет продолжена.

«Нам важно, чтобы каждый клиент вне зависимости от своих особенностей мог пользоваться продуктами и услугами Сбербанка в цифровой среде. Более того — мог управлять сервисами тем способом, который ему доступен и удобен. Адаптация веб-версии Сбербанка Онлайн — еще один шаг финансовой организации на пути к инклюзии. Очень надеемся, что наш пример станет дополнительной мотивацией для других компаний и ИТ-сообщества», — уверена директор дивизиона «Особенные решения» блока «Розничный бизнес» Сбербанка Александра Алтухова.

 

Подготовила Татьяна Пангина

Вернуться к списку новостей