Новости Отрадного

Непрерывный процесс передачи самого лучшего из прошлого в будущее

О семейных ценностях в интервью с Андреем Константиновым

Каждая молодая супружеская пара, стоящая у алтаря, мечтает построить счастливые и гармоничные взаимоотношения, создать крепкую семью и вырастить замечательных детей. Не все осознают, что супругам необходимо вместе расти и совершенствоваться одновременно с семейным стажем. Накануне Дня семьи, любви и верности мы поговорили с Андреем Валерьевичем Константиновым из поселка Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, главой большой и дружной семьи, а также руководителем военно-патриотического клуба «Цесаревичъ» . Историю о семейных традициях и о том, как с годами формировалось мировоззрение отца, мужа и педагога, представляем вниманию читателей.

— Андрей Валерьевич, в какой сфере вы получили образование?

— Я инженер-экономист, работаю в строительной сфере. Перед тем как остановиться на экономике, учился в техническом вузе и посвятил четыре года изучению философии и богословия в частном гуманитарном институте.

— Как вы познакомились с будущей супругой? Это было банально или романтично? Это был разумный выбор или провидение?

— Конечно же, это было даром Небес! Сколько ни прикладывал усилий, чтобы выбрать себе вторую половинку, всё оказывалось тщетным, хотя и сулило поначалу надежды. Моя мама как-то, расспросив о новой знакомой девушке, сказала: «Не твоя. Ты ДУМАЕШЬ! Когда перестанешь думать, тогда и женишься». До знакомства с будущей супругой эти слова оставались для меня загадкой: «Как не думать, если думать, вроде бы, нужно?» Но потом оказалось, что истинный выбор связан с видением, с пониманием на уровне сердца и исключает раздумья и рефлексию. Так и вышло! С будущей супругой познакомился за столом на праздновании дня блаженной Ксении Петербургской в Смоленской церкви, где мы оба тогда работали: она пела в хоре, а я звонил в колокола. В тот день мы пришли последними, вот и оказались вместе, хотя должны были сидеть за разными столами. Я и раньше знал, что матушка Ксения всегда помогает тем, кто ей молится. И понимал, что мое супружество должно состояться не без ее участия. Так и случилось — через год мы поженились.

— Сколько лет вы уже вместе?

— Мы женаты двадцать лет. За это время Ирина Николаевна родила мне двух сыновей — Валерия (17 лет) и Артемия (13 лет) — и двух дочерей — Любовь (18 лет) и Анну (10 лет). Дети — это отражение нас самих, и одновременно они сами по себе. Каждый ребенок — личность, с рождения, с колыбели, но при этом в нем есть что-то и от отца, и от матери. Очень интересно наблюдать за детьми, глубже познавая и себя, и супругу. Я пробовал пророчествовать Ирине Николаевне: «Пойдешь на пенсию из декрета». Но, увы, природа берет свое, а пенсионный возраст лишь приближается. Поэтому будем теперь ждать внуков от взрослеющих детей.

— Глава семьи — насколько это ответственно?

— Ответственность отца и мужа начинаешь понимать, когда требуется отвечать за свои ошибки. Можно проникнуться ответственностью, наблюдая за окружающими людьми: они женятся, разводятся, бросают супругов и детей. От этого становится больно. Неужели и со мной такое может быть? Конечно, может, ведь я такой же, как все. А как стать другим? Где найти принципы устойчивости личных отношений, которые были в семьях наших пращуров? Как постепенно выветривались эти принципы в нашем роду, я видел с детства: у прадеда в семье был патриархат, у дедов были остатки патриархата; родители заявили, что у них равенство при дружбе и любви. А что же осталось нам? Тогда было лишь чувство непрерывного разрушения ткани личных отношений, а, значит, и самой личности. Поэтому с тринадцати лет для саморазвития мне пришлось бегать по восемь километров в любую погоду. Что-то было в этом религиозное и фанатичное с обязательным чтением книг про спортсменов и журнала «Физкультура и спорт». Спорт дал возможность возглавить самого себя. В шестнадцать лет я встретил туристов, открывших мне мир личных отношений в коллективе. После службы в армии с двадцати лет я стал водить группы в горы и тундру, где сполна ощутил, как малейшая ошибка может поставить людей на грань жизни и смерти. Возглавлять коллектив оказалось сложней, но интересней. Размышления о смерти и смысле жизни привели меня в церковь. Как потом оказалось, к вере тогда же пришел весь мой первый туристский клуб из-под Мурманска. И всё же через четыре года туризм был оставлен. Острое ощущение, что даже у одного костра под любимые песни каждый думает и чувствует что-то свое. Хотелось же высшего единства, и тетрадки с бардовскими песнями полетели в мусоропровод. Казалось, что так было легче развиваться — без лишнего груза к новым вершинам. Но спустя десять лет у новых костров с новыми ребятами, с нашими детьми и их друзьями ожили выброшенные строки:

Другие ребята за нами пойдут

Дальше, чем мы с тобой,

А нам оставаться по-прежнему тут —

Что ж, отгремел наш бой.

И если покажется путь невезуч

И что на покой пора —

Не даст нам покоя ни память, ни ключ,

Бывавший в других мирах.

У новых костров, у стен древних храмов, где я бывал со своими детьми, у меня возникло ощущение, что круг замкнулся — связь времен восстановилась. Чем занимается каждый отец? Воплощением в детях того, что сам считает ценным. Что желает передать новым поколениям? Трудные вопросы. Но это трудности от слова «труд», и они легко преодолимы при должном усердии и ответственности.

— У вас четверо детей, но при этом вы много внимания уделяете воспитанию мальчиков. Расскажите о вашей деятельности в клубе «Цесаревичъ». Почему для вас это важно?

— Прежде всего, я сам когда-то был мальчиком. Мне это близко, понятно, и навыки есть. Я рос вместе с младшим братом и девочки были для меня, как терра инкогнита. Вроде мама и бабушка — женщины, которые всегда рядом, но для ребенка они являются в некотором роде сверхличностями, так что изучать женский вопрос напрямую довелось уже только после свадьбы. Помню свой шок, когда мне сообщили, что я стал отцом дочери. Ощущения были, будто я внезапно оказался где-то на Луне, причем с обратной стороны. И, хотя потом родились два сына, решать женский вопрос я был обречен с самого начала своего отцовства. Что касалось воспитания мальчиков мужчинами, тут я знал множество приемов, мероприятий и занятий: походы, рыбалка, охота, военно-патриотические слеты, фильмы и книги о войне, помощь папе по строительству и хозяйству. Но как воспитывать девочек? Тут мне пришлось двигаться на ощупь, помогая супруге и дочерям, которых к тому времени стало уже двое. Благо Ирина Николаевна — педагог и музыкант, преподаватель игры на фортепиано и концертмейстер. К тому же она очень красиво поет, управляет церковным хором и занимается рукоделием — от создания народных костюмов, плетения поясов, половиков и лоскутного шитья до росписи нескольких видов. Так что при воспитании дочерей ей есть чем с ними заниматься. В деятельность же клуба «Цесаревичъ» женская тема ворвалась, когда совсем не ждали. После походов, военных слетов, строевой подготовки и скалолазания мы решили позаниматься танцами, чтобы вместе с нашими новыми друзьями-кадетами посещать общественные балы. После трех месяцев тренировок с тремя дамами: моей дочерью Любой, ее подружкой Лизой и танцмейстером Александрой, еженедельно обучавшей нас танцам, — мы посетили наш первый бал. Он был устроен межвузовским объединением «Покров» и проходил в Николаевском дворце  Санкт-Петербурга. А через неделю после бала на занятия клуба пришло в два раза больше девочек, чем у нас было бравых кавалеров. На несколько лет военно-патриотический клуб «Цесаревичъ» стал напоминать пансион для благородных девиц.Так что заниматься воспитанием одних мальчиков мне не удалось и на общественном поприще. Зато в подробностях и на примерах пришлось изучить женский вопрос, что тоже приносит определенную пользу.

— В вашей семье есть традиции?

— Традиции семьи начинаются с совместных обедов и праздников. В конце каждого года мы стали покупать новый ёлочный шарик и подписывать его. И теперь, наряжая рождественскую ёлку, вспоминаем по шарикам события прошедших лет. Двадцать шариков — двадцать лет счастья. Каждое Рождество и Пасху встречаем в церкви на ночном богослужении всей семьей. 1 января, в день памяти преподобного Ильи Муромца, со старшими ребятами клуба ходим в «Богатырский поход». В конце лета ездим на Малые скалы под Приозерск встретиться с друзьями и провести скальную тренировку. Понемногу становятся традиционными походы на весельных лодках по Вуоксе, паломничество по святым местам Ленинградской области, посещение и организация общественных балов. Сейчас самые любимые — это осенние балы в Саблино и Царском Селе, Рождественский бал и Бал Победы — тоже в Царском. Традиционно вместе сажаем картошку и собираем урожай, отмечаем дни рождения, поздравляем наших дедушек и бабушек. Есть традиционные встречи с друзьями, когда собираемся семьями, угощаемся, разговариваем и поем песни. Традиционно ждем, когда старшая дочь Люба напишет новую песню и порадует всех ее исполнением. Она это умеет. Еще традиционными стали поздравления нашего батюшки, отца Николая, на дни святителя Николая и в день его рождения. И всё это началось с пластиковой ёлочной игрушки, подписанной маркером. Семейная жизнь есть непрерывный процесс передачи самого лучшего из прошлого в будущее. Это и есть ТРАДИЦИЯ, от латинского tradere — «передавать», «завещать». Если вдуматься, то в традиции можно передавать лишь хорошее, благое. Плохое уничтожает и традицию, и тех, кто принял плохое.

— Как же сделать правильный выбор и создать крепкую семью?

— На эту тему у Евгения Авдеенко есть маленькая брошюра «Переходный возраст, или Как правильно выйти замуж». Она написана по мотивам бесед автора со старшеклассниками о нравственности, любви и отношениях мужчины и женщины. Ничего лучше на эту тему встретить не удалось. До сих пор мы перечитываем этот небольшой текст и обсуждаем его со своими детьми. Они хотят иметь семью «как у папы с мамой» и готовы изучать предмет, а мы с женою — помочь им в этом, ведь у нас впереди новые вершины личного развития вместе с нашими внуками и внучками. Для создания семьи нужна решимость пройти жизненный путь вместе. Я женился лишь тогда, когда понял, что хочу прожить со своей избранницей всю жизнь и встретить с ней старость. У Е.Авдеенко всё начинается с того, что молодым людям нужно выйти из переходного возраста. Автор брошюры определяет его как расслабленность души, перевернутость ценностей, спутанность мыслей. Подобное состояние возникает у подростков с десяти лет, если они были подвержены так называемой «современной культуре» и «современному искусству». Наши дети в этот период ходили в походы с рюкзаками и смотрели фильмы, где поведение героев не было обусловлено деньгами. При этом мы своих ребят специально ни от чего не ограждали. Просто у них всегда была возможность получить дружеское объяснение от родителей по любому вопросу и выбрать лучшее. Дружба с собственными детьми — это действительно интересно! И семейная иерархия этому совершенно не помеха.

— Ваш союз является, пожалуй, счастливым исключением из общего числа современных браков. Есть ли примеры создания крепких семей в вашем окружении?

— По статистике число разводов доходит до 70–80% от числа заключенных браков. Страшные цифры!.. Люди не то что умереть, а просто жить друг с другом не готовы. И больше всего от этого страдают дети. Среди венчанных в церкви пар — 50% разводов. Это было бы еще ужасней, если не понимать, что венчаться сейчас идут зачастую люди невоцерковленные, не понимающие смысла таинства венчания. Но есть и другая статистика — среди наших друзей из межвузовской ассоциации «Покров», имеющей отделения в половине вузов Санкт-Петербурга. В «Покрове» молодые люди вместе ходят в походы, помогают в детских домах, устраивают экскурсии и паломничества, ежегодно проводят по три больших бала. В прошлые годы эти балы собирали по девятьсот человек, проходили в самых больших залах Северной столицы и требовали усилий от всех представителей молодежного объединения. К тому же на этих балах существует традиция предложения руки и сердца избраннице. Причем девушки заранее не знают, кому будет сделано предложение на этот раз, и всплеск радостных эмоций всегда бывает неподдельным. Ну, а наши подростки с умилением ожидают финальных танцев, когда в наступившей тишине огромной залы юноша торжественно подходит к девушке и они становятся женихом и невестой. Три года назад таких «покровских» семей было уже сто, и распалась лишь одна. Думаю, это лучший пример пользы совместной активности, единства целей и развития личности в рамках традиционных ценностей.

Благодарим Андрея Валерьевича за возможность еще раз глубоко проникнуться достойным примером семейных отношений, а также за подаренную надежду на то, что молодое поколение всё же имеет немалые шансы возродить традиционную ценность семьи, ту нравственную модель, на которой базируется духовное становление России.

Беседовала Татьяна Пангина

Фото из семейного архива семьи Константиновых

Вернуться к списку новостей