Новости Отрадного

Давно такого не было и вот опять! Часть третья.

Часть первая

Часть вторая

Конечно, не обо всех происшествиях на Невских порогах сохранилась память, хотя, судя по публикациям прошлых лет, повторялись они с «завидным» постоянством. А некоторые так и вовсе вспоминаются при каждом удобном случае. Одна из таких историй, наделавшая в свое время много шума, приключилась на Ивановских порогах с пароходом «Валаамо».

 

Молебен на берегу

В начале июля 1892 года посетившие Валаамский монастырь на праздник Петра и Павла богомольцы возвращались в Петербург на трех пароходах «Валаамо», «Койта» и «Пётр I». Во время движения по Ладожскому озеру из-за сильного тумана несчастный «Валаамо», потеряв из виду другие пароходы, сбился с курса, едва не налетел на риф и запутался в рыбачьих сетях. Прибыв к вечеру в Шлиссельбург, пассажиры не скрывали радости от того, что им удалось остаться в живых. Однако, как оказалось, настоящая беда подстерегала впереди. Переждав немного туман, «Валаамо» двинулся дальше, к Петербургу. Но, дойдя до Островков, вынужден был бросить якорь, поскольку туман сгустился настолько, что с капитанского мостика не было видно даже то, что делалось на баке. Предосторожность предписывала ждать хорошей погоды, тем более что впереди, всего в двух верстах, лежали знаменитые Ивановские пороги. Однако капитан, будучи уверен в себе, решил не дожидаться, пока туман рассеется полностью, и в четыре часа утра дал полный ход. Вскоре над Невой понеслись крики: «Спасите! Тонем!»

Проходя в районе села Ивановского мимо каменистой луды, на которой «сидят» два громадных конусообразных камня, огражденных плавучим веслом, капитан «Валаамо» не увидел их за туманом, и судно с ходу ткнулось в один из камней носом, разворотив себе всю переднюю часть. Пароход сел на камень, как на иглу. Очевидцы рассказывали, что «если бы «Валаамо» уклонился еще малость в сторону, он попал бы между двух камней, тогда его раздавило бы и, Бог знает, сколько осталось бы в живых».

К счастью, из-за того же злополучного тумана под самыми порогами у села Ивановского стояло несколько буксирных пароходов и много лодок. Они первыми пришли на помощь. Благодаря близости берега всех пассажиров удалось спасти, а их было человек триста. «Оправившись от шока, пассажиры «Валаамо» тотчас же пригласили священника и тут же, на берегу Невы, отслужили благодарственный молебен за избавление от неминуемой смерти, в шаге от которой они находились».

Капитан «Валаамо», пытаясь снять с себя вину за случившееся, называл причинами катастрофы и необычайно густой туман, и сильное в этом месте течение реки, и даже то, что судно плохо слушалось руля, хотя очевидно было, что причиной оказалась всего лишь его чрезмерная самонадеянность.

 

Затонувшая «Рыбка»

В 1902 году на страницах журнала «Русское судоходство было опубликовано сообщение о крушении на Неве во время весеннего ледохода парохода «Рыбка». Сообщалось, что «во вторник, 30 апреля*, в шестом часу вечера… пароход «Рыбка» товарищества Шлиссельбургского пароходства… потерпел по пути из Шлиссельбурга в Петербург крушение с человеческими жертвами». Пароход со 197 пассажирами на борту, «отойдя версты две от пристани в Лобаново, напротив деревни Островки ближе к левому берегу оказался настолько затертым льдинами», что лишился возможности маневрирования. В районе Ивановских порогов судно на полном ходу наскочило на подводный камень, получило большую пробоину и опасно накренилось. Многие из находившихся на палубе пассажиров упали в воду и «в тщетной борьбе со льдинами» стали тонуть. Пассажиры, бывшие в момент крушения в каютах, где сразу показалась вода, оставив все вещи, с трудом выбрались на палубу. Люди хватались друг за друга, цепляться за разные предметы и напрягали все силы, чтобы не упасть за борт.

На помощь устремились находившиеся поблизости пароходы и многочисленные лодки. Сняв с борта «Рыбки» пассажиров, они доставили их в село Ивановское.

 

Гибель «Невы»

В 1910 году журнал «Огонёк» опубликовал фотографию гибели парохода «Нева», не называя при этом причин аварии. Сообщалось, что 10 июня* старое судно Шлиссельбургского пароходства затонуло в одной версте от пристани Павлово. На снимке была изображена «Нева» за десять минут до полного погружения, когда все шестьдесят пассажиров гибнувшего парохода уже были сняты проходившими мимо буксирами.

 

Без руля и в тумане

В конце августа 1911 года на Ивановских порогах едва не разбился буксирный пароход купца Забелина. Об этом на одной из страниц ставшей уже бестселлером книги «Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века» сообщает Сергей Глезеров.

«Из-за густого тумана пароход сбился с курса и наскочил на подводный камень. Удар оказался настолько сильным, что у судна повредилась подводная часть и сломался руль. Течением неуправляемое судно стало относить на другие камни Ивановских порогов. С парохода раздались свистки и гудки тревоги, однако на берегу их услышали не сразу и помощь долго не подходила. По словам очевидца, «команда парохода потеряла надежду на спасение и готовилась к гибели». Наконец, спустя два часа после катастрофы, послышался ответный сигнал и из тумана вынырнул пароход-спасатель. После долгих усилий потерпевший бедствие пароход купца Забелина вывели на свободный путь и затем отбуксировали к пристани судоходной дистанции Министерства путей сообщения».

 

Танкер на мели

Днем 10 октября 1999 года нефтерудовоз-7 компании «Волго-танкер», с грузом топливного мазута двигаясь по Неве из Ярославля в Кронштадт, достиг восточной окраины Отрадного. Поворачивая по ходу течения реки в районе Петрушинского поста (район третьего Отрадного), судно отклонилось от фарватера и врезалось в подводную каменную отмель, расположенную в нескольких десятках метров левее фарватера. В результате удара танкер получил четыре пробоины в носовой части и сел на мель. По сигналу SOS на помощь пришли аварийно-спасательные суда. За ночь танкер был на три четверти освобожден от груза и снят с мели. Пробоины спасатели заделали мягким пластырем. Тем не менее, как сообщила газета «Коммерсантъ», несмотря на усилия спасателей, в реку вылилось около трехсот тонн мазута. Утром судно было отбуксировано для ремонта к одному из причалов в Отрадном.

 

Трагедии XXI века

27 сентября 2000 года также в районе третьего Отрадного сел на мель сухогруз «Невский-14», следовавший с технической солью в трюме из Рыбинска в Петербург. Судно простояло поперек Невы несколько дней. Как сообщали средства массовой информации, «дело оказалось в том, что с капитаном судна, несшим вахту в рубке, случился острый приступ, и он потерял сознание». В результате неуправляемое судно сбилось с фарватера, ударилось о камни и село на мель. Несмотря на пробоину в первой балластной цистерне, попадания в воду топлива и груза удалось избежать. Задержка же со снятием судна с мели произошла из-за неувязок в оплате спасательных работ владельцем груза. В конце концов, сухогруз был снят с мели и доставлен для разгрузки к причалу в Уткиной заводи.

В следующий раз происшествие с сухогрузом случилось в 2018 году в районе Петрушино. Как сообщали 47news.ru, судно «Кузьма Минин» (до 2017-го известное как нефтерудовоз 44М) «в начале восьмого вечера 26 октября село на мель на реке Неве между поселком Павлово и городом Отрадное». Судно должно было доставить в Павлово почти три тысячи тонн щебня из карельской Питкяранты. На борту находился экипаж из одиннадцати человек. На этот раз обошлось без жертв и повреждений. Благодаря помощи трех буксиров компании «Дельта» судно было снято с мели и самостоятельно направилось к причалу для разгрузки. Причиной случившегося, скорее всего, явилась ошибка в управлении.

Спустя месяц, но уже в районе Ивановской луды, недалеко от устья реки Тосны, пришлось снимать с мели очередного страдальца. На этот раз им оказалось рыболовецкое судно «Поньгома» (проект 728, длина 21,34 метра, порт регистрации — Санкт-Петербург, судовладелец ООО «Надежда», экипаж шесть человек). Как сообщало информационное агентство «ПортНьюс», «судно, следовавшее из Приозерска в Санкт-Петербург, при движении через Ивановские пороги в 17 часов 20 минут 29 ноября 2018 года из-за сильного ветра и течения… вынесло… на мель. По данным Спасательно-координационного центра, пострадавших, пробоин и водотечности корпуса нет, имеется крен на левый борт, необходима помощь в снятии судна с мели». Помощь была оказана на следующий день силами поисково-спасательного отряда «Шлиссельбург». После завершения операции и осмотра корпуса судно продолжило свой путь в Петербург.

Прошло почти полтора года, и 30 апреля 2020 года на Ивановских порогах пострадало очередное судно. Нефтерудовоз 58М шел из Петербурга в Череповец, отклонился от фарватера и, конечно же, сел на мель. Его история и послужила поводом для этих краеведческих записок. Не претендуя на научность и полноту содержания, автор попытался обобщить и систематизировать известные ему факты, связанные с происшествиями на Невских порогах за последние двести лет.

Юрий Егоров

 

* Даты приведены по старому стилю.

Вернуться к списку новостей