Как гиганты фармацевтической промышленности способствуют наркомании
Задумывались ли вы о том, какое количество медикаментов потребляете ежегодно? Большинство людей хотя бы раз в неделю принимают «чудодейственные» пилюли, а каждый пятый делает это ежедневно. Подливают масла в огонь и врачи, которые выписывают антибиотики и антидепрессанты «на всякий случай».
Ипохондрики и потенциальные наркоманы
Наркозависимыми могут стать обычные ипохондрики. Ипохондрик — это человек, который постоянно ищет у себя заболевания и систематически жалуется на здоровье. Как говорит психолог Борис Громов, такие люди употребляют таблетки буквально от всего:
«Ипохондрик просыпается утром и перед завтраком пьет таблетку от, извините, запора. После завтрака — пилюля от газов и изжоги. После этого он нервничает и выпивает какой-нибудь седативный препарат. Перед сном, разумеется, таблетки от бессонницы. С утра не может проснуться и проглатывает какой-нибудь ноотропный, психостимулирующий препарат, — рассказывает Б.Громов. — Это замкнутый круг, из которого не вырваться. В итоге врач прописывает ипохондрику сильнейшие психостимуляторы, содержащие наркотики, которые формируют прочную зависимость. Таких фармзависимых потом лечат как обычных наркоманов по программе «12 шагов», где вместе с детоксом проводится серьезная психологическая работа».
Очевидно, что фармгигантам на руку, если большинство людей будет болеть. Люди покупают таблетки, потом таблетки от побочных эффектов этих таблеток, потом витамины и далее по кругу. Как считает психолог реабилитационного центра «Ручей» Владимир Молдован, фармацевтика стала чем-то обыденным, хотя так быть не должно.
«Нас с детства учат, что от всех болезней помогают таблетки, — рассказывает В.Молдован. — У него формируется стереотип, что все медицинские препараты — это хорошо. А потом подросток приходит на дискотеку, и ему говорят: «Хочешь повеселиться? Возьми таблетку!» Мозг не подает сигнал об опасности, так как социальная предпосылка подготовила подростка к тому, что таблетки помогают от всего. Если говорить о профилактики наркомании, то нужно, чтобы люди поняли: наркотик — это опасно. Мы же все знаем, что цианистый калий — это опасно? Никто не станет его пробовать, потому что все знают, каким будет результат».
Психостимуляторы и анальгетики
Бесконтрольный прием психоактивных препаратов и анальгетиков часто приводит к возникновению зависимостей. И если в России их стараются выписывать после тщательных исследований больного, то, например, в США почти каждый третий прочно «сидит» на антидепрессантах и психостимуляторах.
«В Штатах и наркотические анальгетики прописывают с легкостью! Рецепт на них можно получить, например, пожаловавшись на боли в животе. А ведь к таким анальгетикам формируется стойкая зависимость, — говорит психолог Вероника Степанова. — И очень возможно, что, избавившись от болей, вы уже будете лечиться от зависимости, как, например, Майкл Джексон. Это колоссальная проблема, с которой непонятно как справляться».
В современной России ситуация не многим лучше. Так, при тревожности и нейропатических болях у нас нередко используется протиэпилептическое средство «Лирика», по воздействию на организм оно сходно с метадоном и героином и немало тех, кто принимал это лекарство, перешло в разряд наркозависимых.
Анальгетики-наркотики были известны еще несколько веков назад — тогда в качестве болеутоляющих использовали опиаты и кокаин. Лекарства с содержанием наркотиков были популярны в XIX веке и рекламировались как универсальные средства от множества болезней. Опиумными наркоманами были писатель Чарльз Диккенс, поэт Сэмюэл Кольридж, актриса Сара Бернар и многие другие. В конце XX века как анальгетик употреблялся и героин. Известный певец Курт Кобейн, покончивший с собой, всю жизнь мучился от болей. Героин притуплял их и дарил чувство эйфории.
Лечение от таблеток
Если у человека начала формироваться зависимость от лекарственного препарата, то ситуацию вполне можно спасти. Нужно постепенно снижать дозировку и прорабатывать психологические проблемы.
«Многие мои пациенты — гипертоники, невротики — живут буквально в обнимку с препаратами, имея ни сколько биологическую, сколько психологическую зависимость, — говорит психолог Вероника Степанова. — Некоторые могут испытать настоящую паническую атаку просто от мысли, что вышли из дома без таблеток! С этим можно и нужно бороться: снижать дозировку, переходить на гомеопатию, вспомнить о том, что существуют рефлексо- и физиотерапия; начать заниматься йогой, посещать бассейн… Но самое главное — необходимо найти первопричину. Почему у меня такой распорядок дня? Правильно ли я питаюсь? Почему я недостаточно сплю?»
Конечно, в тяжелых случаях пациентов уже лечат как наркозависимых в реабилитационных центрах, где проходят различные терапии, посещают группы реабилитации и т.д. У некоторых борьба с зависимостью растягивается на всю оставшуюся жизнь. Так что подумайте, а так ли проста таблетка, которую вы купили в аптеке?
Полина Корсунская