«На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах и еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…» Эти слова принадлежат Мартину Бресту, герою фильма «Достучаться до небес». Поменяв «океан» на «патриотизм», а «закат» на «воспитание», можно понять, сколько сейчас говорят о прекрасном чувстве любви к Родине. Но где вы видели исчерпывающее определение любви? И кто вам точно скажет, что такое родина?
Патриотизм. Когда он появился?
Само слово «патриотизм», которым мы сейчас пользуемся, появилось относительно недавно — в XVIII веке. В обиход его ввел сподвижник Петра I барон П.П. Шафиров.
Но, как утверждает Михаил Кром, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и автор книги «Патриотизм, или Дым Отечества», история патриотических чувств на Руси гораздо продолжительнее, чем принято думать: «В памятнике XIV века — житии князя Михаила Тверского, погибшего в Орде, содержится слово «отечестволюбец». Чуть позже, в середине XV века, появилось выражение «добра хотящие» (то есть доброхоты) конкретного города. И, наконец, в начале XVII столетия в памятнике Смутного времени мы обнаруживаем «доброхотящих Российскому царству». Так на нашей исторической сцене возникают предшественники «патриотов».
Дух патриотизма сегодня — это дух противоречий, очень сложный комплекс чувств. На протяжении истории патриотизмом, подразумевая особое чувство, называли различные явления в общественных отношениях, нередко подменяя любовь к Родине, например, любовью к государству и т.п.
Воспитание любви к Родине
Ни для кого не секрет, что особую роль в развитии патриотизма играет образование. Качественная школьная система, выполняющая задачи не только обучения, но и воспитания, является стратегическим преимуществом любого государства, поэтому в Министерстве просвещения разработали федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», который стал еще одной частью нацпроекта в сфере образования.
В целом, гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях демократического общества, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за сделанный политический, нравственный и правовой выбор. Помощником в этом может стать история, ведь, как говорил выдающийся русский историк В.О. Ключевский, она «учит даже тех, кто у нее не учится, — их история проучивает за невежество и пренебрежение». С бабушкиных сказок, с повествований об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом, тайны которого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости.
Следует учитывать, что государство и школа не смогут сформировать патриотические убеждения подрастающего поколения без участия семьи. Учителя должны проводить соответствующую работу и с родителями, вовлекая их в процесс формирования патриотического сознания детей. От убеждений, моральных норм, ценностей и интересов родителей в большей степени зависит, какими вырастут их дети. Дома закладываются нравственные и моральные базисы. В семьях, где уважаются преемственность традиций и историческая память, где есть реликвии старших поколений, у детей формируется высокое патриотическое чувство.
Слепой и гражданский патриотизм
Исследователи выделяют два типа патриотизма: слепой и гражданский.
Первый тип — это привязанность к стране с беспрекословной положительной оценкой своей родины и нетерпимостью к критике своего государства. В противоположность этому, гражданский или конструктивный патриотизм — это любовь к своей стране, связанная с анализом и критикой существующего в ней положения и стремлением изменить его к лучшему.
Показательно, что согласно проведенным исследованиям студенты со слепым типом патриотизма характеризуются слабой политической активностью, высоким уровнем национализма, повышенной чувствительностью к внешним угрозам и почитанием государственных символов. Слепой патриотизм связан с поддержкой всех действий властей и предпочтением прогосударственных источников информации.
Подрастающее поколение современной России должно дать новый импульс развитию страны. Это должны быть люди, убежденные в величии и нерушимости нашего государства, хотя бы потому, что история это не раз доказывала. Любой из наших прославленных ученых, писателей, мыслителей может стать образцом для подражания.
Максим Фадеев
Фото: kommersant.ru