В погоне за сохранением имиджа

Научное объяснение моды как социального феномена впервые дали в конце XIX — начале XX века американский экономист Торстейн Веблен и немецкий социолог Георг Зиммель, создатели теории «просачивания» (trickle-down theory). По их мнению, мода создается в элитных социальных группах для подчеркивания их отличия от простых людей. Стремясь подражать элите, средние и низшие слои постепенно перенимают модные новинки. Когда мода «просачивается» вниз, она утрачивает свою новизну, становится массовой и вульгарной, и, чтобы не утратить социальную дистанцию, элита вновь изобретает нечто оригинальное.

Этот цикл престижного потребления повторяется вновь и вновь, из-за чего производство модной одежды стало вторым по объему индустриальным загрязнителем окружающей среды. По разным данным, фэшн-индустрия за год производит около 90 млн тонн текстильного мусора! Эти гигантские цифры складываются не только из объема рыночных остатков, но и из того, что вещи, которые мы покупаем, рано или поздно приходят в негодность.

Бренды становятся заложниками коммерческой конкуренции, которая требует постоянного увеличения объема товаров. Таким образом, перепроизводство — одна из главных проблем модной индустрии, особенно когда речь идет о гигантах ритейла. Мало кто задумывается над тем, что если вещь висит на распродаже — это ее последний шанс на жизнь в гардеробе перед тем, как стать мусором и отправиться на утилизацию.

Не так давно нападкам подвергся один известный бренд. В последние годы компания делала маркетинговый упор на осознанную моду, экологичность и переработку старой одежды, однако стало известно, что модный гигант ежегодно сжигает 12 тонн нераспроданной одежды, что в общей сложности за последние несколько лет составило 60 тонн абсолютно новой одежды. Также много шума наделало официальное заявление другого всем известного бренда, в котором компания призналась, что избавляется от избытка непроданной одежды методом ее сжигания. За последние пять лет бренд сжег одежды, аксессуаров и парфюмерии на 5 млн фунтов.

Информация об утилизации коллекций других люксовых домов — тайна за семью печатями. Сложно представить себе, насколько тяжело компаниям поддерживать такой уровень конспирации, но данные о масштабах ликвидации почти не выходят наружу. Однако в Интернете то и дело появляются слухи о том, что в избавлении от ненужной продукции были замечены те или иные крупные бренды. Причем некоторые из них продукцию не сжигают, а выкидывают, прежде намеренно нанося ей повреждения.

Продукты распада одежды, которая сделана не из стопроцентного хлопка или льна, скорее нанесет урон окружающей среде, чем принесет ей пользу. Ситуация с масс-маркетом в этом смысле особенно печальна: новые коллекции здесь появляются не каждое полугодие, а каждые две недели, а качество вещей оставляет желать лучшего, что заставляет покупать их снова и снова. Система «купил, поносил, выбросил, купил» становится опасно зацикленной. Но если масс-маркет сжигает вещи из экономии, ведь это дешевый способ избавиться от одежды (на переработку нужно потратить гораздо больше) и освободить полки для новых, «более модных» вещей, то люксовые бренды делают это прежде всего ради сохранения имиджа. Причем иногда они комментируют ситуацию вполне прямолинейно: от вещей правильнее избавиться, чем отдать в аутлеты или перекупщикам, которые будут распродавать эти вещи нелегально. Бренды не хотят, чтобы их продукция распространялась с гигантской скидкой и была доступна из вторых рук.

Экоактивисты призывают к альтернативным способам уничтожения ненужной одежды, приемлемым с экологической и социальной точек зрения, а также к переосмыслению бизнес-стратегий в целом. Безрассудное отношение к ресурсам планеты недопустимо! Однако это одна из серьезных проблем, разрешение которой пока не существует. Разве что мы, потребители, сможем повлиять на спрос и постепенно осознанно нивелировать культ одежды.

Подготовила Татьяна Пангина

Вернуться к списку новостей

По Кировскому району прокладывают веломаршрут

9 сентября в районной администрации состоялось очередное заседание рабочей группы по развитию велосипедной инфраструктуры на территории Кировского муниципального района. На повестке встречи стояло обсуждение предварительного веломаршрута.

Эх, Ладога!

12 сентября во всех районах Ленинградской области проходила масштабная акция «Эх, Ладога!», посвященная 80-й годовщине начала работы Дороги жизни, которую мы отмечаем в этом году.