Пильнецкий аэродром – стойкий защитник Тихвина

Великая Отечественная война имеет много славных страниц. Одна из них связана с небольшим военным аэродромом, который расположился на границе Ленинградской и Вологодской областей. Недавно на месте, где он существовал, установили памятник героическим летчикам. Площадка для памятника находится у федеральной автотрассы Вологда - Тихвин, так что ее видят тысячи проезжающих.

Жители Ленинградской области частенько путешествуют на автомобиле или автобусе в соседние регионы. Те, кто этой зимой приехал в Вологодскую область, были приятно удивлены новой достопримечательностью в Чагодощенском районе близ поселка Сазоново. На месте бывшего военного Пильнецкого аэродрома теперь стоит скульптурная композиция, посвященная военным летчикам. 

Долгое время местная администрация планировала на месте аэродрома открыть памятник военному самолету. Это идею поддержал директор кафе «Баранка», которое располагается на федеральной трассе Вологда – Тихвин.  За несколько месяцев был подготовлен эскиз, в котором воплотили собирательный образ военного летчика. Теперь, каждый из многих тысяч жителей России, туристов и иностранных гостей, кто едет по трассе может ознакомиться с историей Пильнецкого аэродрома на специальных информационных стендах. Их них, например, можно узнать, что командовал 57-м авиаполком прославленный летчик - полковник Евгений Николаевич Преображенский, тот самый, что в ночь с 7 на 8 августа 1941 года возглавил группу самолетов, бомбивших Берлин. Для немцев это было столь неожиданным, что они не посмели сказать правду, приписав этот налет английской авиации. 

____________________________________________

Преображенский Евгений Николаевич

Родился 22 июня 1909 г. в селе Волокославинское Новгородской губернии (ныне в Вологодской области) в семье сельских учителей. Окончил Череповецкий педагогический техникум, а в 1927 г. был призван в морскую авиацию. В 1930 г. окончил Севастопольское военно-морское авиационное училище. Служил летчиком, затем командиром эскадрильи. Перед войной прошел путь от рядового летчика до командира 1-го минно-торпедного полка бомбардировочной бригады ВВС Балтийского флота.

В ночь на 8 августа 1941 г. авиационная группа под командованием Преображенского в составе шести машин ДБ-3 сбросила по 750 кг бомб на военно-промышленные объекты фашистской столицы. 13 августа 1941 г. Преображенскому среди первых морских летчиков в период Великой Отечественной было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только к весне 1942 г. группа Преображенского выполнила 214 боевых вылетов по защите Ленинграда, сам командир совершил 10 боевых вылетов днем и 33 ночью. Продолжал лично выполнять задания и на генеральских должностях.

____________________________________________

Героическая история Пильнецкого аэродрома началась в 1941 году. Расстояние от Чагоды до Тихвина составляет по прямой всего 113 километров. В осенние дни первого года войны вражеская авиация на границе Ленинградской и Вологодской областей бомбила и расстреливала из пулеметов воинские части и железнодорожные эшелоны, колонны беженцев, санитарные машины. Захватив город Тихвин, немцы намеревались выйти к реке Свирь, чтобы здесь соединиться с финскими войсками в Карелии и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. В срыве этих планов важную роль сыграл небольшой Пильнецкий аэродром. 

С началом Великой Отечественной войны 11 авиабаза и 57 бомбардировочный авиаполк военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота был передислоцирован из Кингисепского района в Новую Ладогу, а оттуда – в деревню Пильно. Авиабаза находилась в Пильно с декабря 1941 года по ноябрь 1943 года.

Пильнецкий аэродром представлял собой небольшое поле. Рабочая длина аэродрома составляла не более 1200 метров и удлинить ее уже не представлялось возможным. Для расширения и очистки аэродрома от снега решением райисполкома в зиму 1942-43 года колхозы, организации, предприятия предоставили 260 человек рабочей силы и 250 возчиков с лошадьми, расчисткой аэродрома занимались и сами военнослужащие, а также строили бревенчатые ангары для самолетов. Верх ангаров закрывали сеткой и маскировали ветвями деревьев на случай вражеской разведки. Здесь же сооружались землянки, территория военного аэродрома была обнесена колючей проволокой, существовал строгий пропускной контроль.

Задачей полка ночных бомбардировщиков было сдерживание продвижения сил противника. Именно с этого аэродрома в конце 1941 года поднимались бомбардировщики для нанесения ударов по фашистским войскам, двигавшимся по шоссейной и железной дороге Будогощь - Тихвин, а также истребители немецких самолетов, летящих с бомбами в сторону Череповца и Вологды. Атаковали и пехоту. За короткий осенний день советские летчики успевали сделать по 3-4 вылета. 

В сильные морозы моторы самолетов работали с перебоями, тем не менее с февраля по июнь 1942 года двумя эскадрильями У-2, который всем известен по фильму «Небесный тихоход», было произведено по населенным пунктам и огневым точкам 7228 самолетовылетов. 

На вооружении авиагруппы были бомбардировщики типа ДБ и СБ, а также штурмовики Ил-2. Уничтожая вражеские эшелоны и разрушая железнодорожные пути, наша авиация сдерживала подход свежих резервов немцев к линии фронта. Летчики обеспечивали воздушное прикрытие наступавшей на Тихвин пехоте. Бомбили крупные населенные пункты, где были большие сосредоточения живой силы и техники противника, в частности Будогощь, Чудово, Кириши. Авиагруппа 57-го авиаполка помогла сухопутным войскам освободить 9 декабря 1941 года город Тихвин и сорвать планы окружения Ленинграда вторым кольцом.

Ульяна Морозова 

Вернуться к списку новостей

Блокада Ленинграда. Часть 5

Размышления историка о гранях духовного подвига ленинградцев
(Продолжение. Начало в №3 (677) от 28 января, №4 (678) от 4 февраля, №5 (679) от 11 февраля и №6 (680) от 18 февраля 2021 года)