«Это пропаганда возвращения к варварству, к дебрям язычества, где предшественники нынешних квадроберов одевались в шкуры и считали себя животными», ㅡ Вахтанг Кипшидзе, замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
В медиа и Госдуме всё чаще обсуждают субкультуры фурри и квадроби. По данным «Яндекс.Вордстат», за август — сентябрь 2024 года было 265 тысяч запросов на тему «квадробика». В сентябре 2022 года число запросов составляло около 2,5 тысячи. А депутаты Госдумы уже разрабатывают законопроект о запрете квадроберства в России.
Редакция PRO-Отрадного решила выяснить, где зародилось это движение, опасно ли увлечение этим, ломает ли квадроберство психику и стоит ли родителям беспокоиться.
С чего всё началось?
Квадробика. Слово образовано от «квадро», то есть «четыре» и «аэробика». Это увлечение относят к спорту, но неофициальному. Квадроберы передвигаются на четвереньках, имитируя повадки животных, и выполняют прыжки. Главная особенность этой субкультуры — маски. Они нужны для идентификации и анонимности (квадроберы часто сталкиваются с хейтом, как в онлайне, так и во время прогулок на улицах — прим. редакции).
Каждый из квадроберов выбирает своего териотипа — животного, с которым он себя ассоциирует. Популярны маски котов, но также встречаются лисы и волки. Дополнительными атрибутами могут быть лапки, хвосты и манишки, напоминающие шкурки животных.
Первым квадробером стал японец Кеничи Ито. В 2008 году он установил мировой рекорд по бегу не четвереньках: 100 метров за 16 секунд, — а через несколько лет он побил свой рекорд. Позже у Кеничи появились последователи, и в 2024 году движение стало популярно и среди российских подростков. Растущий интерес привлёк внимание чиновников, и даже глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина обратила внимание на эту субкультуру: «Я не поддерживаю квадроберов, вы болеете. Я против того, чтобы публично травили детей. Мухи отдельно, котлеты отдельно. Проблему квадробинга я вообще-то первая подняла в апреле еще до того, как эта тема стала публичной на всю страну».
Под внимание чиновников попала и другая субкультура: фурри. Движение зародилось в США в 1970-е годы. Слово «фурри» образовано от английского «furry», то есть «пушистый», «покрытый мехом». В качестве персонажей представители этой субкультуры выбирают антропоморфных, то есть человекоподобных, животных. Они ходят в костюмах, которые покрывают всё тело.
«Собаке команду “голос” не давали». История Рудди
Рудди стала заниматься квадробикой в 2023 году, когда наткнулась на одно видео на YouTube. В нём девочка в маске и с пушистым хвостом бегала на четвереньках и выполняла прыжки в замедленной съёмке. Рудди заинтересовалась и стала изучать. Так она узнала о квадробике.
Для этой субкультуры важно выбрать своё животное, с которым человек может себя ассоциировать. Этих животных может быть несколько. Рудди поделилась с редакцией своими ощущениями, когда она надевает маску: «Это чувство похоже на встречу с близким мне человеком. Мне становится спокойно на душе, я забываю обо всём плохом и вспоминаю всё хорошее».
Помимо квадробики девочка ирает на укулеле и фортепиано, фотографирует и рисует. Но именно в квадробике она чувствует большую свободу. Она спокойно в маске может выйти в лес, побегать, попрыгать. Квадробика для Рудди — это единение с природой. «Когда я перевоплощаюсь в квадроби, то чувствую свободу. Больше ничего. Для меня люди (речь про хейтеров — прим. редакции) становятся ничем», — поделилась девочка. А ещё эта субкультура помогает защищаться от проблем.
Рудди в классе не любят — она часто подвергается буллингу за свой характер и увлечение. Одноклассники ставят подножки, толкают, обзывают, говорят, что «собаке команду “голос” не давали». Учителям жаловаться бесполезно: они не верят, а классный руководитель говорит девочке уходить из класса, потому что она портит его репутацию.
Рудди сталкивается с хейтом не только в школе, но и на улице. Часто прохожие говорят, что это хобби для умственно отсталых и неадекватных. Некоторые подростки даже гоняются за квадроберами с палками, угрожают, снимают на видео и просто смеются. До физического насилия доходит редко, правда, девочка признаётся, что в классе её могут побить. И чаще всего это делают мальчики.
Мама Рудди советует не реагировать на провокации. Если нападают на улице, то нужно идти в людные места, где больше взрослых. На увлечение дочери женщина реагирует спокойно — она, наоборот, поддерживает её, они даже вместе заказали первую маску. «Кошачий корм она не ест, с животными не спит. Она не ассоциирует себя с животным. Это обычная игра», — поделилась женщина.
«Когда я надеваю маску, я уже не я». История Лури
Лури, как и Рудди, узнала о квадробике через YouTube. По видеоурокам девочка обучалась прыжкам. А ещё Лури наблюдала за повадками своих собак и копировала их поведение. Признаётся, что питомцы сначала пугались её, когда она ходила в маске.
Лури пришла в эту культуру ради общения и защиты, потому что, когда нападают на группу квадроберов, то хейтеры ограничиваются обзывательствами. Когда нападают на одного, могут дойти и до насилия. «Когда я надеваю маску, я уже не я, другой человек. В маске я чувствую свободу», — поделилась девочка. Ей нравится заниматься квадробикой в тех местах, где поменьше людей и побольше травы, потому что так она чувствует связь с природой.
Лури рассказывает, что с хейтом она сталкивается каждый день, но прямые нападки на улицах происходят редко. Из недавнего: девочка гуляла в маске, её заметила толпа подростков, погналась за ней. Подростки сорвали маску и выкинули — та раскололась на две части. Но это не остановило нападавших: они проследили за Лури и теперь знают, где она живёт. Девочка переживает, что ей начнут названивать в квартиру. Но больше всего она боится не хейтеров и преследований, а что о её увлечении узнают родители.
Лури скрывает от них, что занимается квадробикой, хотя они догадываются. «Говорят, что «психологи в интернете пишут, что это [квадробика] болезнь, потому что бегать на четвереньках ненормально», — рассказывает девочка. Родители запрещают Лури ходить в маске, разрешают заниматься только дома, а это не совсем удобно, по словам девочки.
«Сложно воспринимать себя собой». История Аски
Изначально Аска с подозрением относилась к квадробике. Считала её чем-то странным. Потом подглядела видео с прыжками у подруги, попробовала сама попрыгать, и ей понравилось.
Сообщество квадроби даёт Аске общение и чувство единения и родства. Девочка говорит, что в этой субкультуре все считают друг друга братьями или сёстрами. А Аске так не хватало дружелюбного комьюнити.
Ещё квадробика опять-таки даёт свободу и помогает выразить своё творчество. Аска признаётся, что когда она сделала свою первую маску, то ходила в ней постоянно: и на улице, и дома, даже когда не практиковала прыжки. «Когда хожу в маске, свободно ощущаю себя. Я другой человек или персонаж. В маске я показываю себя настоящей. Когда видно лицо, то сложно воспринимать себя собой», — рассказывает девочка.
Аска также, как и две другие героини, сталкивается с хейтом. Однажды она гуляла с подругой в парке и выполняла в маске прыжки. К подружкам подошли пятеро парней. Один из подростков взял палку, указал пальцем на Аску и крикнул: «Квадробер, иди сюда!» «Если бы я подошла… Нет, не хочу об этом думать», — поделилась девочка. Аска рассказывает, что существуют целые телеграмм-каналы, в которых публикуют видео с квадроберами и создают анимации с тем, как уничтожают членов этой субкультуры.
Родители реагируют на увлечение дочери спокойно. Иногда даже подшучивают над ней, но не запрещают заниматься квадробикой.
Опасно ли это?
По мнению психологов, любая группа, где есть взрослые и дети разных возрастов, — это риск эксплуатации сильными более слабых. Особенно ярко это наблюдается в интернете: под видом фурри или квадроби к ребёнку может втереться в доверие взрослый, который может причинить вред.
В таких случаях надо разговаривать с ребёнком о правилах безопасности в интернете. Если, помимо увлечения фурри и квадробикой, у подростка есть другие хобби, у него стабильная нервная система, доверительные отношения с родителями, есть друзья за пределами этих субкультур, тогда эти движения безопасны.
Когда ребёнок отождествляет себя с животным, он проявляет свою фантазию. Но если подросток очень сильно погружается в мир грёз, то это тревожный сигнал. Ребёнка с нестабильной нервной системой такие «погружения» могут привести к психотическому состоянию, когда теряется связь с реальностью. Если подросток говорит, что чувствует себя животным, для начала нужно узнать, что именно он чувствует, что с ним происходит. Если ответы кажутся пугающими или настораживающими, лучше обратиться к психологу.
Квадробика может быть травмоопасной, потому что идёт большая нагрузка на мышцы и суставы. Обычно подростки не делают зарядку и не консультируются с опытными тренерами перед тем, как выполнять прыжки, — они ориентируются на видео в интернете. Но это может привести к переломам и растяжениям.
Постскриптум
В медиа создался стереотипный образ квадроберов: это агрессивные подростки, которые лают или нападают на прохожих, ходят на поводках и едят из мисок. Подобное поведение осуждают сами квадроберы, потому что, как они говорят, агроквадроберы (т. е. агрессивные — прим. редакции) портят репутацию фандома. Но это не значит, что детей нужно травить и применять физическое насилие. «Даже квадроберы, которые лают на прохожих, не заслуживают такого отношения. Никто не заслуживает, чтобы его избивали», — говорит Аска.
Подготовила Маргарита Коржова
Фото из архива героев статьи