Бытовое мздоимство

Коррупционный риск во взаимоотношениях граждан нашей страны со сферой жилищно-коммунального хозяйства составляет 30%, то есть фактически ему подвергается почти треть россиян. Такие цифры ставят ЖКХ на пятое место по коррупционному риску среди других сфер жизни.

Самый простой способ «набрать капитал» используют работники управляющих компаний. Когда мы вызываем сантехника, чтобы отремонтировать сломавшийся кран, нам уже кажется чем-то необычным бесплатное выполнение такой работы, хотя в договоре с управляющей компанией, который жильцы чаще всего не читают, указан перечень предоставляемых организацией услуг и они уже заложены в коммунальные тарифы. Дополнительная же оплата услуг официально нигде не зафиксирована, ведь, по закону, жильцы не обязаны платить ни рубля за ремонтные услуги. К сожалению, даже те, кто знает о своих правах, не могут эффективно противостоять практикуемой много лет системе стандартных ответов о нехватке средств. Поощрение такой бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что в доме месяцами может течь крыша, неделями — быть грязными подъезды, по несколько дней — не работать туалет. И все эти вопросы решаются только за мзду работникам ЖКХ.

Еще один важный момент — тарифы. Суть проблемы в том, что жильцы иногда платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены коммунальные услуги, но даже половина из них часто не выполняется, тогда как счета приходят регулярно. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства крутятся миллиарды рублей. Причем это живые деньги, которые люди платят ежемесячно. И нет ничего удивительного в том, что самыми распространенными в ЖКХ преступлениями, по данным Генпрокуратуры, были хищения средств, собираемых с населения. Еще одно «популярное» нарушение закона — завышение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

Схем незаконного выкачивания денег у населения масса. Хорошо, что их пресекает прокуратура. Например, в городе N была принята программа «по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения». В течение нескольких лет плату с жильцов собирали с учетом установленной инвестиционной надбавки, однако выполнена была только часть работ, а 300 млн рублей ушли не на улучшение качества питьевой воды, а на оффшорный счет на Виргинских островах. Сейчас по данному факту возбуждено уголовное дело по статьям «Злоупотребление полномочиями» и «Присвоение».

Другой случай: прокуратура проверила крупнейшие коммунальные предприятия одного региона и обнаружила не только невыполнение инвестиционных программ, но и включение в тарифы для населения экономически необоснованных расходов. Компании закладывали в тарифы аренду своих помещений, медицинское обслуживание персонала, охрану... Впоследствии при утверждении новых тарифов эти траты были исключены, а в некоторых муниципалитетах в сторону уменьшения были пересмотрены и расценки на тепло.

Бывает и такое: в одном из субъектов РФ управляющая компания сфальсифицировала протокол собрания жильцов одного из домов, в результате чего сумма на капремонт была завышена на 400 тыс. рублей!

Не допускать коррупции в сфере ЖКХ — дело не только прокуратуры, но и всех нас. Мы должны четко знать свои права; понимать, за что именно мы платим; внимательно следить за действиями руководства ТСЖ и управляющей кампании, а при необходимости не стесняться, а выяснять все вопросы досконально и вместе решать задачи развития дома. Не надо оставаться пассивными плательщиками, только тогда бытовая коррупция сойдет на нет.

Анатолий Дроздов

фото: Яндекс Фото

Вернуться к списку новостей