Постеры

«Место, откуда не выходят»

28 октября в крепости Орешек состоялось торжественное открытие выставки «Под сводами», посвящённой окончанию одного из самых мрачных эпизодов истории цитадели — 120-летию освобождения народовольцев из Шлиссельбургской тюрьмы, в застенках которой многие из них провели по 18 и более лет.

На протяжении двух столетий Шлиссельбургская крепость была одной из главных политических тюрем Российской империи, где содержались, часто по личному распоряжению императора, опасные государственные преступники. Самый известный период её тюремной истории — народовольческий — с 1884 по 1905 годы. Шлиссельбург этого времени воспринимался прогрессивной молодёжью и обывателями как романтический замок, где томятся мученики за идею, вера в которую подкрепляла их и давала им силы перенести все ужасы заточения. Закрытость тюрьмы для посещений, невозможность свиданий с заключёнными и отсутствие доступной информации сформировало представление о Шлиссельбурге как о месте, «откуда не выходят». Крепость была абсолютно изолированным миром, информационный вакуум вокруг которого порождал слухи и леденящие душу предположения. 

Выставка скрупулёзно воссоздаёт контуры этого мира: начало строительства специальной Новой тюрьмы, архитектурные и инженерные особенности здания, построенного для заключения представителей организации «Народная воля», приводит статистические данные о количестве узников, рассказывает о строгих предписаниях тюремного режима, призванного не просто изолировать, но и сломить. Один из разделов выставки посвящён учреждённому на острове Шлиссельбургскому жандармскому управлению Департамента полиции, в ведении которого находилась Шлиссельбургская крепость. Ключевая идея выставки заключается в диалектическом противостоянии и вынужденном сосуществовании двух миров — мира узников и мира жандармов — заключённых в едином пространстве «Государевой тюрьмы».

Центральным событием этого повествования становится долгожданное освобождение. 28 октября 1905 года, после обнародования Высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и объявления амнистии за политические преступления, из Шлиссельбургской крепости были освобождены отбывавшие здесь долгосрочное заключение узники-народовольцы. На свободу вышли люди, чья молодость прошла в стенах цитадели: Николай Морозов, Михаил Новорусский, Михаил Фроленко, Герман Лопатин, Михаил Попов, Сергей Иванов, Пётр Антонов и Иосиф Лукашевич. Каждый из них провел в казематах 18 и более лет. 28 октября 1905 года амнистированных переправили на двух небольших пароходах в Петропавловскую крепость, а затем передали родственникам под расписку. 

«Очутившись на палубе, мы устремляли свои взоры не столько на раздолье вольного мира и тёмную зыбь красавицы Невы, сколько на каменную твердыню, где мы оставили лучшую часть своей жизни…», — из воспоминаний Михаила Новорусского. 

В экспозиции выставки представлены не только архивные справки и документальные факты. В сохранившихся до наших дней стенах и камерах прошлое оживает через подлинные, вещественные свидетельства: копию грифельной доски с автографами тех самых освобождённых узников, тяжёлые кандалы, сковывавшие движения арестантов, и через образ стража — унтер-офицера Шлиссельбургского жандармского управления в воссозданной копии исторического мундира.



Среди ключевых экспонатов — книга «Под сводами». В этом уникальном издании знаменитый узник Шлиссельбурга, революционер и учёный Николай Морозов собрал повести, стихотворения и воспоминания, написанные заключёнными в старой Шлиссельбургской крепости. «В сборник включены произведения Веры Фигнер, Людмилы Волкенштейн, Николая Морозова, Михаила Новорусского, Германа Лопатина и других арестантов. Книга была издана в 1909 году достаточно большим тиражом. Обложка её оформлена известным русским живописцем, графиком и книжным иллюстратором Иваном Яковлевичем Билибиным. Она представляет собой символическое изображение сводов и входа в крепость; в центре композиции корабль на фоне восходящего солнца — символ надежды и стремления к свободе, желания избавиться от своих пут», — рассказала куратор выставки старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Дьякова.



Расположение зданий и сооружений Шлиссельбургской крепости времён заключения народовольцев можно увидеть на подробном плане, составленном бывшим «шлиссельбургским арестантом № 23» Иваном Павловичем Ювачёвым в 1906 году.
В планах организаторов расширить экспозицию выставки, дополнив её копиями изделий узников-народовольцев, изготовленных в ремесленных мастерских крепости: столярной, слесарной, токарной, переплётной и в кузнице.  Особый интерес будет представлять копия знаменитого глобуса, изготовленного Михаилом Новорусским в годы заключения. Подлинный глобус хранится в Музее политической истории России, и лишь при детальном изучении предмета видно, что все изображения и надписи на нём выполнены вручную.
Выставка даёт возможность прикоснуться к мощному и трагическому пласту истории, который до сих пор хранят стены камер и коридоров тюрьмы. Посещение этой выставки — это погружение в одну из самых драматичных страниц 700-летней истории Орехового острова. Это попытка понять, что происходило за этими стенами, когда крепость исполняла роль важнейшей тюрьмы Российской империи. Это напоминание о ценности свободы и о неистребимой силе человеческой мысли, способной творить даже в кромешной тьме казематов.
Кропотливая работа сотрудников музея по подготовке подобных выставок — это своего рода инвестиции в культурное наследие, благодаря которым появляются уникальные, ни на что не похожие туристические продукты. Сохранение и музейное представление таких сложных, но важных страниц истории формирует осмысленный, вдумчивый туризм, позволяя гостям и жителям страны прикоснуться к подлинной истории, какой бы суровой она ни была.
Благодаря национальному проекту «Туризм и гостеприимство», сегодня создается современная туристская инфраструктура, обновляются экспозиции и улучшается транспортная доступность, что позволяет тысячам россиян и гостей из-за рубежа прикоснуться к живому наследию нашей страны и лично увидеть места, где творилась её сложная, многогранная история.

Анастасия Березкина
Фото автора

Вернуться к списку проектов

«Учитель года – 2025»

в Кировском районе подвели итоги муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального педагогического мастерства

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.