Обителью муз современные интеллектуалы чаще всего называют театры, совершенно забывая, что были музы не только комедии, трагедии, музыки и танца, но также музы астрономии, истории, риторики и красноречия. Где же они находят приют в наших северных широтах? Оказывается, в бывшем Народном доме императора Николая II, в той его части, которую с 1959 года занимается Санкт-Петербургский Планетарий. За последние три десятка лет этот научно-просветительский центр превратился в настоящую вселенную научного и художественного творчества. Он привлекает для реализации своих высоких образовательных целей астрономов, географов, физиков, космонавтов и других ученых людей и энтузиастов. В стенах одного из крупнейших в России планетариев находят применение своим талантам художники, поэты, музыканты, артисты театра... Совместный труд всех этих людей привел к тому, что уникальное учреждение, расположенное в Александровском парке у станции метро «Горьковская», сегодня интересно людям всех возрастов — от 3 до 103 лет.

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ДОМА
Понятие «народный дом» ныне знакомо в основном краеведам, а в дореволюционной России так назывались общедоступные культурно-просветительские учреждения. Они создавались для общего образования и организации досуга взрослых, а также внешкольного воспитания детей. Там размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка.
Основой Народного дома императора Николая II стал павильон со стеклянным куполом и чугунным каркасом, построенный архитектором А.Померанцевым для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Сооружение было перевезено в Петербург «для организации разного рода зрелищ, чтений и увеселений» и переделано под народный дом.

После окончания Великой Отечественной войны, которая отложила жизнь целого поколения почти на пять лет, стала очевидна острая необходимость в массовом образовании взрослого населения, и в 1947 году было создано Всесоюзное общество «Знание». Благодаря его деятельности доступность научно-технических знаний выросла настолько, что к середине 1950-х стало престижно быть инженером и заниматься исследовательской работой, молодежь хлынула в технические вузы; в 1957-м страна первой запустила искусственный спутник Земли, а вскоре пригодился и бывший народный дом. Архитектор Р.Брегман приспособила его среднюю часть под нужды научно-просветительского учреждения, в котором должна была демонстрироваться небесная сфера со звездами, планетами, спутниками, кометами и метеорами и читаться лекции по астрономии, физике и географии. В 1959-м Планетарий распахнул свои двери для посетителей, и с тех пор для многих ребят из Петербурга, Ленинградской области и других регионов именно здесь начинается путь в увлекательный в мир знаний.
ЗДАНИЕ-КНИГА
Многие, приходящие в Планетарий впервые, думают, что это что-то вроде музея, и поначалу теряются, когда видят, что это живой организм, который бурлит идеями, реагирует на новости и открытия в разных областях знаний и наполнен публикой всех возрастов, которая жаждет этих новостей и знаний. В Планетарии можно слушать лекции по астрономии, космонавтике, физике, географии, природоведению, экологии и краеведению; оказаться на борту космического корабля и путешествовать по закоулкам Земли и Вселенной. В обсерватории — собственными глазами рассматривать в телескопы космические объекты. В лаборатории занимательных опытов — лично прочувствовать, как законы физики влияют на нашу жизнь, и наглядно убедиться в суточном вращение планеты при помощи единственного на Северо-Западе РФ маятника Фуко. Для самых юных посетителей здесь есть театр, для самых романтичных — музыкальные и поэтические концерты по вечерам, для самых занятых — ночные наблюдения звездного неба.

Но это далеко не всё! Переступая порог Планетария, посетители попадают в пространство, каждый квадратный метр которого максимально насыщен разнообразной информацией. Интерьер здания — будто отлично иллюстрированная книга. Здесь в каждом уголке можно найти исторические, научные и краеведческие материалы и авторские мини-экспозиции. Но самое главное, что ознакомиться со всем этим можно… совершенно свободно, билет для таких прогулок не требуется. Это особенно важно, когда сюда централизованно приезжают школьники из Ленинградской области. Обычно до и после лекции у детей достаточно свободного времени и возможность провести его столь интересно действительно уникальна.
«ГОВОРЯЩИЙ» МУЗЕЙ
В середине ноября в Планетарии после реэкспозиции открылся музей техники и быта XX века «Живые вещи», расположившийся теперь сразу на трех этажах в дальней части здания. Предметы для этой экспозиции много лет собирались на базе лаборатории занимательных опытов и впервые стали доступны публике шесть лет назад. Обновленный музей, по задумке директора Планетария М.Белова, должен была стать еще более ориентированным на юную аудиторию и содержать элементы интерактива, чтобы дать ребятам возможность своими руками прикоснуться к вещам, которыми когда-то пользовались их дедушки и бабушки, а то и более старшие родственники.

Чтобы реализовать эту идею, над экспозицией трудились и сотрудники Планетария, и приглашенные креативные специалисты: художник по металлу Анатолий Мозговой, скульптор Михаил Едомский, дизайнер и автор текстов Жанна Мозговая. Инженер и IT-специалист Евгений Трифоненко сумел воплотить в жизнь идею с аудиомашиной времени, а мастер на все руки Аркадий Толканов — частично отреставрировать некоторые экспонаты, чтобы придать им более выставочный вид. А еще, говорят, делу создания музея способствовали, по меньшей мере, четыре пушистых помощника — три кота и одна кошка. Вероятно, они выступили в качестве секретного, пятого элемента, чтобы получилось по-настоящему красиво и увлекательно.

Зачем же нужен такой общедоступный музей? Затем, что только знания о том, что было сделано раньше, позволяют человеку двигаться вперед и способствуют развитию научно-технического творчества. Ни одна ступень прогресса не должна быть забыта, иначе придется подниматься на нее вновь. А XX век — время целой лавины технических изобретений для практического применения: холодильников и радиоприемников, стиральных машин и электрических печей, телевизоров и пылесосов, аудиомагнитофонов и видеоплееров, счетных машин и персональных компьютеров… Все эти вещи были когда-то живыми, являлись частью домашнего обихода или профессионального быта. Некоторые из них составляли предмет мечтаний, другие встречались почти в каждом доме. Есть те, что вполне могут быть использованы по назначению и сегодня, а есть и те, что безнадежно устарели и уже не применимы в нынешних условиях. Чтобы вещи в музее «заговорили», экспонаты снабжены сопутствовавшими им когда-то предметами (афишами, пластинками, пленками, слайдами, диафильмами, бобинами, кассетами, книгами, фотографиями и т.п.) и привязками к известным историческим фактам и личностям.


Нескольким экспонатам музея — больше ста лет! Здесь можно узнать тайну картины «Утро в сосновом лесу», написанной в 1889 году; послушать, как тикают часы с кукушкой, созданные в разгар Великой Отечественной войны, в 1943-м; «посмотреть» первую видеотрансляцию футбольного матча по телевизору 1949 года; увидеть предшественницу телефонной трубки, с помощью которой повстанцы в фильме «Матрица» возвращались в реальный мир; позвонить в прошлое по телефону 1965 года выпуска и в зависимости от набранного номера, закружиться в танго под магнолиями с А.Вертинским в 1931-м в бананово-лимонном Сингапуре; присоединиться к бродячим музыкантам, отправившимся из Бремена в 1969-м, чтобы нести людям смех и радость; вместе с Кларой Румянцевой пожать лапку нежного зверька, приехавшего в ящике с апельсинами в 1971-м и получившего имя Чебурашка. или встать плечом к плечу с Виктором Цоем в 1987-м, отряхнуть с ног звездную пыль и последовать за своей удачей... А поскольку пушистые домашние питомцы являются невольными свидетелями технического прогресса, а порой и своеобразными пользователями человеческих изобретений, то по выставке посетителей «ведут» именно они.
Анна Денисова
Фото автора
Михаил Александрович БЕЛОВ, директор Санкт-Петербургского Планетария, член Федерации космонавтики:
«Планетарий в своей деятельности уделяет большое внимание популяризации наук: астрономии, физики, географии, природоведения, экологии. Мы организуем лекции, симпозиумы, научные чтения, встречи с учеными и космонавтами, издаем и бесплатно распространяем в стенах учреждения журнал с одноименным названием. Устраивая общедоступные выставки, включая обновленный музей техники и быта XX века, мы ставим целью не просто развлекать посетителей между лекциями, но знакомить их с научно-техническими достижениями, дать повод задуматься о многообразии окружающего мира, подвигнуть к познанию научных открытий, а молодежь — в том числе к выбору жизненного пути».
Михаил Александрович ЕДОМСКИЙ, скульптор, член Санкт-Петербургского союза художников:
«Любой автор думает о вечности. А что такое вечность, если не звезды? Так что художник и Планетарий — вещи совместные. Поэтому я был рад предложению создать для экспозиции «Живые вещи» кошку, встречающую посетителей и приглашающую к осмотру музея, и кота, умиротворенного сидящего на плетеном коврике и располагающего взрослых к осмыслению экспозиции, а детей — к радости узнавания привычного и познания нового. Кот — вообще непременное условие научного взаимодействия со Вселенной. Он символизирует собой космологичность мышления и вместе с тем создает уют и гармонию, без которых невозможно спокойствие ума, столь необходимое каждому стремящему к анализу мира и изучению его законов».









