Солнце! Солнце и мёртвая тишина накрывают мёртвую землю. Шелест сухой травы и скрипящая на зубах пыль. Как умерла земля? Земля умирает, когда уходят люди. И ещё земля пропитана притаившейся смертью. Землю, которая рожала хлеб и кормила людей, нашпиговали железом.
Смерть, притаившаяся в зелёных или железных коробках с чёрными латинскими буквами, ждётсвоего часа, чтобы убить. Ветер гоняет мусор по некогда шумным улицам и переулкам, где совсем недавно звучал детский смех, женские голоса. Теперь мёртвая тишина, мёртвая земля,шелест мусорного ветра и затхлый смрад гари и разложения.
Ожившая земля
Солнце! Жара! Эту землю отметками на карте сделали своей пропотевшие, в выжженных добела куртках, чёрные от солнца и копоти десантники, морпехи и пехотинцы. А возвращают её к жизни сапёры — шахматисты смерти. Люди, играющие партию в шахматы с самой Костлявой.Люди, после которых приходит жизнь и оживает земля.
— Андрей, можно поговорить с кем-нибудь из лучших сапёров? — прошу я командира сапёров Андрея. И крайне приятно, когда лучшим оказывается твой земляк.
Ефрейтор Шалда Вячеслав Михайлович родом из Приозерского района Ленинградскойобласти. На СВО попал по мобилизации. Как профессиональный водитель, он был зачислен на воинскую долж-ность по специальности, но военная судьба и солдатская воля сделали из него сапёра, человека, идущего впереди. Вот как он сам об этом рассказал:
— До СВО работал водителем грузового автомобиля, сам я родом из Приозерского района Ленинградской области. За полгода до мобилизации я переехал в сам город Приозерск,где нашёл свою вторую половину, будущую жену Александру. Поженились мы в первом моём отпуске, через 11 месяцев, в сентябре 2023 года. Мы любим друг друга, несмотря на то что нас разделяет больше тысячи километров, и видимся раз в полгода.
Родные ждут меня и надеются на моё возвращение. СВО я застал в Петербурге. За происходящимна Донбассе я следил и переживал за то, что там происходит. Но я не думал о фронте, пока не началась мобилизация. Многие мои знакомые получали повестки и отправлялись в путь. Тут, естественно, я и начал задумываться о том, чтобы отправиться на фронт всем вместе. 1 октября я получил первую повестку, поэтому думать о том, чтобы идти добровольцем, не пришлось.
Забрали не сразу, были переносы,и итоговую повестку я получил на 5 октября 2022 года. Настроение было бодрым, ничто не угнетало меня, наоборот, я был рад, что отправляюсь в зону спецоперации. Служить меня направили в отдельный противотанковый дивизион, где меня назначили водителем КАМАЗа изза опыта управления грузовиками на гражданке. Обучение проходило отлично, мы проходили пехотную подготовку, ведение боя и т. д. Ключевым моментом, почему я решил перевестись из своего подразделения в другое (я тогда хотел попасть в пехоту и быстрее оказаться на фронте), стало то, что мою мобилизацию поддержал мой двоюродный брат, который отправился на фронт добровольцем. Туда он попал быстрее меня. Моя подготовка уже шла два месяца, и я посчитал это несправедливым со своей стороны.
Интересное дело
— В свой теперешний полк я попал не сразу, а зимой 22–23 годов, — продолжает свой рассказефрейтор Вячеслав Шалда, — меня назначили на воинскую должность водителя автомобиля, и 13 января мы поехали за ленту.Луганская Народная Республика поразила меня своими масштабами: бесконечные поля, лесопосадки. Разрушенные войной Лисичанск и Северодонецк, а также мелкие посёлки вокруг. Запомнил, что везде было написано «мины». Затем нас отправили в международный противоминный центр, где нас учили сапёрному делу. Несмотря на то что я был водителем, меня захватила инженерная специальность. Взрывчатка, мины, снаряды — всё это было очень интересно. К лету 2023 года я полностью для себя решил, что хочу быть сапёром и работать на передовой. Я подал рапорт, где отказался от должности водителя и попросил назначить меня сапёром. Моё желание удовлетворили. Теоретической и практической подготовки мне хватало, чтобы вскоре занять должность старшего сапёра и заняться этим делом со всей серьёзностью. В 2023 и 2024 году я в составе сапёрных групп работал на южном фланге Бахмута, в окрестностях посёлка Клещеевка ДНР. Это было довольно тяжёлое направление, но мы справлялись. С каждым днём и с каждой новой боевой задачей мы становились опытнее. Опыт на войне решает всё. Сейчас я полностью осознаю, что нам не просто везёт; знания, навыки и опыт позволяют нашим группам успешно выполнять боевые задачи, и чаще без потерь.
Сапёр читает землю
— Самым сложным для меня был именно переход на новое Торское направление, где мы начали работать не в составе своего подразделения, а группой в составе мотострелковых подразделений, — вспоминает Вячеслав Шалда. — Там мы часто меняли направления (у каждой мотострелковой бригады своё).Тяжело адаптироваться к изменяющейся местности. На первый взгляд там всё одинаково, а сапёр, он как следопыт, читает землю. А она, земля, везде разная. Задачи у нас там тоже были разные:и постановка минных заграждений, и их снятие или ликвидация. Например, в январе этого года под селом Червоная Диброва в непосредственной близости от противника выполняли задачи по минированию дорог, а точнее тех путей, куда может заскочить вражеский танк или БМП. Но при этом приходится двигаться по уже заминированной территории, необходимо следить, что подногами, и, естественно, за «воздухом». Если раньше, в 2023 году, дронов было относительно мало, то сейчас они всегда в воздухе. Серая зона между своими и чужими увеличилась из-за дронов. Говорят, пехота много ходит. Сапёр на задаче проходит расстояния практически невероятные, до 30 км в день и более. Сложно не только дойти до точки выполнения задачи, но и вернуться. Помогает постоянное совершенствование своих знаний в области инженерных боеприпасов, а также тесный контакт с расчётами БПЛА, чтобы лучше понимать, как и куда передвигаться. Часто работаем по расчистке путей. На обратном пути, после выполнения задачи по минированию, в рюкзаке всегда есть взрывчатка для накладного заряда; уничтожаем мины и сбросы, не разорвавшиеся снаряды, которые противник скидывает с дронов (агродронов),тем самым обеспечивая свободный путь не только себе, но и пехоте. Работы много, но интерес к сапёрному делу у меня не угасает. В начале этого лета прошёл обучение по БПЛА и РТК (роботизированный комплекс); мы сейчас работаем над тем, чтобы минировать с помощью беспилотных машин, но в боевых условиях я ещё этого сам не отработал. Чуть позже должен буду. Быть сапёром — значит защищать, оберегать и спасать военнослужащих других родов войск. Когда я на тропе уничтожаю замаскированную мину, которую неподготовленный человек просто не увидит, у меня появляется чувство гордости за свою работу, своё подразделение,потому что я кого-то спас. Для меня это важно, это придаёт мне сил, чтобы держаться и сражатьсядо конца, до победы. Сейчас разминируем мирные поля, дороги, сёла и города освобождённойЛуганской области. Страшно смотреть, что нацисты здесь натворили. Они в буквальном смысле оставили за собой выжженную землю. Хочется убрать всё, что от них осталось, чтобы скорее сюда вернулись люди.
— Что передать землякам?
— Родным моим поклон и наилучшие пожелания, здоровья и счастья. Ждите с Победой.
— А остальным?
— Остальным? Мы здесь, чтобы эта боль и смерть не докатилась до наших домов. Мы играем в шахматы со смертью, чтобы дети никогда этой смерти не увидели, чтобы на наших полях спокойно пахали трактора, а не горели танки. Помните нас и ждите.
Южное, горячее солнце далёкой Луганщины жгло лица и руки ленинградским гроссмейстерам в шахматных матчах со смертью. А земля оживала, освобождаясь от боли и смерти.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации: "Отдельная тема, важнейшая для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, — это разминирование территории, где шли боевые действия, ликвидация неразорвавшихся снарядов, мин, схронов с оружием, оставленных боевиками".
ЦИФРА: 13 000 боеприпасов обезвредили сапёры МЧС России с августа 2024 года в Курской области
Минобороны о саперах
Инженерные войска надёжно защищают подступы к позициям российских сил. Сапёры создают преграды везде, где бы противник ни попытался атаковать. Во многом благодаря этому многочисленные попытки боевиков продвинуться вперёд на Купянском направлении не принесли успеха. А теперь и перемещения по собственным позициям для украинских сил становятся небезопасны. В ходе инженерной разведки сапёры обнаруживают и уничтожают на месте противотанковые и противопехотные мины. Каждая такая обезвреженная мина — ещё один шаг, приближающий к мирной жизни.
СЕРГЕЙ МАЧИНСКИЙ,
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ФОТО: МИНОБОРОНЫ РФ