Новости Отрадного

Конкурируя с Луной и Солнцем

11 сентября в Корпусе Бенуа Русского музея (Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2) открылась масштабная выставка одного из самых ярких и загадочных художников в истории русской пейзажной живописи. Почти полторы сотни произведений отражают все периоды жизни и творчества автора, прошедшего тернистый путь от художника-самоучки до художника-учителя. Его имя знакомо даже тем, кто не слишком искушен в искусстве. Его работы неизменно восхищают необычными (даже по меркам современного зрителями, избалованного фильтрами для фотокамер и помощью искусственного интеллекта) световыми эффектами. Архип Куинджи — мастер, сумевший поймать на свои холсты Луну и Солнце. 


А.Куинджи. На Валааме. 1870-е. Холст, масло. Тульский областной художественный музей


Фамилия Архипа Куинджи (1842–1910) переводится, как «трудовой человек» и «золотых дел мастер». Он родился в семье бедного сапожника-грека; с детства рисовал на любом подходящем материале, будь то стены или обрывки бумаги; в юности трудился ретушером фотографий и даже покрасил забор известному маринисту Ивану Айвазовскому, учеником которого так и не стал; зато стал профессором Императорской Академии художеств, руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища, членом Товарищества передвижников и лидером «русских люминистов». Его жизненный путь пролегал из местечка под Мариуполем через Феодосию и Одессу в Петербург. Его путь к славе — через путешествия по родным местам и Русскому Северу, а также в Вену, Лондон и Париж, где произведения художника неизменно вызывали всеобщее восхищение публики. Современники называли Архипа Ивановича гением-изобретателем, а Илья Репин — художником света, которому «не было равного в достижении чуда живописи».

 


А.Куинджи. Исаакиевский собор при луне. 1869. Холст, масло. Смоленская художественная галерея

 

Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» позволят проследить вехи творческого пути художника — от первых работ до самых известных произведений, среди которых «Лунная ночь на Днепре», «Ладожское озеро», «Радуга» и «Ночное». В основе экспозиции — собственное богатейшее собрание Русского музея, дополненное картинами из ведущих музеев России. В первом зале демонстрируются этюды Куинджи, которые мастер воспринимал не как подсобный материал для создания больших картин, а как самостоятельные произведения. Далее представлены работы, написанные в 1870 и 1872 годах во время поездок Архипа Ивановича на Валаам, где он совершил свои первые художественные открытия. В следующих залах можно узнать главные секреты творчества Куинджи — его приемы работы на контрасте света и тени и поиски совершенного пейзажного мотива. Среди других произведений здесь впервые экспонируется картина из Воронцовского дворца-музея в Алупке «Христос в Гефсиманском саду» (1901). Ранее полотно не покидало Крым, а при жизни автора демонстрировалось только в его мастерской. Финальным аккордом звучит «Лунная ночь на Днепре» (1880), экспозиционное решение для которой повторяет новаторскую идею Куинджи, который открыл этой работой первую в России выставку одной картины. Представленная в затемненном пространстве она стала сенсацией в конце XIX века. Сила эффекта была настолько велика, что недоверчивые зрители заглядывали за холст в поисках специальной подсветки. 


А.Куинджи. Радуга. 1900–1905. Холст, масло. Русский музей

 

В рамках выставки создан интерактивный мультимедийный проект «Свет как эксперимент», посвященный творчеству Архипа Куинджи и научным открытиям XIX века. Через QR-коды посетители могут получить доступ к образовательному ресурсу с историей пигментов, оптическими экспериментами и примерами научных приборов того времени.

 

А.Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Холст, масло. Русский музей


С этой картиной в 1883 году, через десять лет после ее создания, был связан громкий скандал. Художник-маринист Руфин Судковский выставил на всеобщее обозрение свою работу «Мертвый штиль», и Куинджи обвинил коллегу в плагиате, поскольку в произведении был использован его прием просвечивающего сквозь воду каменистого дна. Судковский был соседом художника по квартире в то время, когда писалось «Ладожское озеро», и Куинджи заявил, что тот скопировал его работу. Друзья, среди которых были Иван Крамской и Илья Репин, поддержали разгневанного автора и написали письмо в газету «Новое время», назвав «Мертвый штиль» «прямым заимствованием». Победа осталась за Куинджи. 

                                                                                                                                                    Жанна Мозговая

 

 

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.