Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8
Незаметно пролетели три с половиной года с тех пор, как находящиеся в мызе Пелле казенные здания бывшей казармы 37-й артиллерийской бригады были переданы из военного ведомства в гражданское. Это произошло в связи с желанием Главного тюремного управления Министерства внутренних дел разместить в трех зданиях Пеллинских казарм заключенных исправительно-арестанской роты. Однако случилось так, что сперва пленные турки, а затем личный состав двух военно-телеграфных парков и железнодорожного батальона не оставили свободного места для помещения в казармах заключенных. В конце января 1881 года Военный совет, который являлся высшим органом для решения вопросов, касавшихся военно-организационных дел в Российской империи, рассмотрев представление Главного штаба принял решение передать находящиеся в мызе Пелле казармы обратно из ведомства Министерства внутренних дел в военное ведомство.
Решение было продиктовано возникшей потребностью размещения для хранения в мирное время большого количества специального артиллерийского имущества. Пеллинское военное поселение, за предыдущие годы претерпевшее значительные изменения, подходило для этих целей как никакое другое. Наглядное представление об этом дает сохранившийся «Генеральный план воинских зданий на мызе Пелле», составленный в 1893 году (см. фото). На месте некогда бывших конюшен по обеим сторонам манежа (Ж), а также вдоль берега Невы появились многочисленные сараи (i, u, k, л, м, з), удобные для хранения военного имущества. Рядом с солдатскими казармами (Е) находились кузницы (п, р) и мастерские (о). На восточной стороне мыса, у самого Пеллинского канала, в каменном здании (m) был устроен склад боеприпасов. На берегу Невы находилось каменное здание бани (ф). В зданиях бывшей почтовой станции вновь были устроены офицерские квартиры. В двухэтажном главном здании (А), где одно время располагался лазарет, после перепланировки появились четыре обер-офицерские квартиры. В двух передних одноэтажных флигелях (В) было устроено по одной штаб-офицерской квартире. Коренной реконструкции подвергся дугообразный корпус (Б), где ранее находились конюшни и каретник: вместо сеновалов был надстроен второй этаж, на первом этаже — заложены двери; для освещения на внутренней и внешней дуге пробиты окна; в центральном проезде устроены главный вход и лестница; в бывших кузнице и бане (Д) были устроены соответственно ледник и прачечная. Перегородки в конюшне и каретнике сформировали квартиры и коридоры, шедшие вдоль внутренней стороны дуги. В результате появились еще две штаб- и четыре обер-офицерские квартиры. (В качестве справки напомним, что в системе воинских званий Российской Императорской армии штаб-офицерами считались полковники, подполковники и майоры, а обер-офицерами — капитаны, штабс-капитаны, поручики, подпоручики и прапорщики.)
Как известно в ходе боевых действий в войсках происходит расход боеприпасов, а своевременное их пополнение нередко оказывает решающее влияние на конечный исход сражения. Для обеспечения войск боеприпасами еще в середине XIX века в Российской императорской армии были учреждены специальные строевые части — артиллерийские парки. Как правило, они состояли из обозов, которые располагались между действующими войсками и передовыми складами боеприпасов. Артиллерийские парки делились на летучие, подвижные и местные.
Ближе всех к войскам находились летучие артиллерийские парки. Следуя непосредственно за войсками, они пополняли количество боеприпасов немедленно по окончании боя или даже во время оного. Сами летучие парки снабжались всем необходимым из подвижных артиллерийских парков, которые находились в ближайшем тылу на расстоянии не ближе сорока километров от места боевых действий. Эти парки, в свою очередь, пополняли убыль боеприпасов из местных парков, располагавшихся в нескольких переходах в тылу и снабжаемых со складов.
В мирное время летучие артиллерийские парки содержались в кадровом составе по одному на каждую пехотную дивизию, имея такое количество имущества и боеприпасов, которое позволяло им в военное время развертываться в смешанную парковую артиллерийскую бригаду, состоявшую из одного пехотного и двух артиллерийских летучих парков. На один пехотный парк приходилось 14 парных патронных двуколок с ружейными патронами, а на каждый артиллерийский — 36 зарядных ящиков с зарядами и снарядами.
Парная патронная двуколка состояла из так называемого хода, представлявшего собой железную ось с колесами и подрессоренной металлической рамой, на которой был закреплен обитый железом деревянный короб. Внутрь оклеенного парусиной короба укладывалось 48 цинковых коробок с 14 400 патронами. Сзади под коробом крепился ящик для принадлежностей, а на крышке короба было устроено сиденье для ездового.
Зарядный ящик артиллерийского парка представлял собой сцепку передка, одинакового с орудийным, и заднего хода, отличавшегося от передка не только формой и размерами рамы, но и размерами короба, который был вдвое больше передкового и имел внутреннюю перегородку, разделявшую его полость на переднюю (L) и заднюю (М) части. Доступ в эти полости закрывался дверцами, каждая из которых откидывалась около своих нижних шарниров: передняя вперед, а задняя назад.
В мирное время летучие парки не имели лошадей и содержали только 25% личного состава.
15 августа* 1881 года «существующие в мызе Пелле три деревянные бревенчатые одноэтажные казармы на каменном фундаменте с гонтовою крышею» были переданы по акту из ведомства Министерства внутренних дел «уполномоченному от окружного правления военного ведомства производителю работ в городе Шлиссельбурге и мызе Пелле инженеру-полковнику Тубулевичу».
Вскоре в Пеллу прибыли обозы 22-го, 23-го и 37-го летучих артиллерийских парков. Военное имущество было распределено в сараях, нижние чины заняли казармы, а офицеры разместились в квартирах, устроенных в строениях бывшей почтовой станции. В Пелле летучие артиллерийские парки находились вплоть до 1910 года, когда в ходе проведения очередной военной реформы были упразднены как самостоятельно существовавшие в мирное время.
Генеральный план зданий мызы Пеллы. 1893 год
Парная патронная двуколка образца 1895 года
Зарядный ящик образца 1877 года для пешей артиллерии
Генеральный план местности и офицерского дома в мызе Пелле. 1901 год
Юрий Егоров
(Продолжение следует)
* Все даты в тексте приведены по старому стилю.